Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Отфильтровать базар

Обсуждаем законопроект

05.06.2014 14:35

Некоторые сериалы, песни и книги рискуют попасть под запрет — за пропаганду или романтизацию насилия

В Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в КоАП РФ предложено внести поправки, согласно которым пропаганда уголовных и административных правонарушений, а также насилия и жестокости будет караться штрафом. Стоит отметить, что пока формулировкам в тексте законопроекта не хватает конкретики. Из-за чего под запретом могут оказаться не только публичное исполнение некоторых бардовских песен, но и фильмы с соответствующей тематикой.

«Хороший» преступник

Под пропагандой насилия и жестокости автор законопроекта Олег Михеев понимает распространение информации, направленной на формирование в сознании лиц, которым она адресована, установок агрессивного и насильственного поведения. В том числе путём романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания, восхваления или представления как нормы поведения.

А это значит, что под санкции запросто могут попасть люди, исполняющие репертуар народного любимца, «короля русского шансона» Михаила Круга, или создатели культовой «Бригады». Кроме того, придётся запретить уголовные образы не только в музыке и кино, но и в классической литературе. Ведь, по мнению депутата, всё это ломает моральные установки в обществе и ведёт к пропаганде криминала и насилия.

Правда, по большому счёту предлагаются не столь уж существенные наказания. За распространение информации, направленной на пропаганду преступлений и административных правонарушений, насилия и жестокости, предлагается штрафовать граждан на сумму от двух с половиной до трёх с половиной тысяч рублей. Для юридических лиц ставки, естественно, гораздо выше.

Не секрет, что проблема действительно есть. Это ненормально, когда бандит становится романтичным героем — примером для мальчиков, предметом вздохов для девочек. С другой стороны, кто из нас не ловил на популярной волне «Владимирский цент­рал»? Масса людей напевает «Гоп-стоп», пританцовывает под «Мурку» — и при этом они не становятся ворами и убийцами. Как провести грань между романтизацией криминала и особым культурным явлением, от которого нельзя избавиться?

В советские годы через тюрьмы прошли массы людей — интеллигентных, вполне законопослушных, всё это отразилось и на нашей культуре. Да и поговорка «от сумы и от тюрьмы» ведь всё ещё актуальна, поэтому не стоит удивляться, что многие тематические песни находят отклик в серд­цах даже тех людей, которые и окурок не бросят мимо урны.

Ещё одна проблема заключается в том, что в законодательстве пока чётко не прописано, какие именно действия являются пропагандой. Отсюда масса споров и неувязок. Никто не спорит с тем, что от некоторой информации надо людей защищать, особенно детей. Что касается взрослых, для них пределы допустимого, конечно, гораздо шире. Но от чего-то надо ограждать и взрослых. Правоприменителям нужны не догадки, а чёткие критерии и определения.

Документ без конкретики

И даже если все проблемы с формулировками и определениями в законопроекте будут решены, не факт, что документ окажется эффективным. Уголовный мир — это часть нашей жизни, и преступность никуда не исчезнет, даже если мы вовсе перестанем о ней говорить.

Генеральный директор АНО «Институт прав человека» Валентин Гефтер уверен, что считать правонарушением можно только конкретные, адресные, не в смысле сознания, а в смысле направленности, призывы к совершению насилия по отношению к физическому лицу. «Всё остальное, с моей точки зрения, принадлежит к свободе мнения, даже самые неприятные взгляды, и мы должны стараться оградить эти мнения людей от преследования», — считает эксперт.

Однако председатель правозащитной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин считает, что термин «пропаганда» толкуется в документе слишком широко и под такое толкование подойдёт практически любая книга или фильм. Он также отметил, что законопроект, может быть, можно было бы не менять в том случае, если бы в России было сильное экспертное сообщество и эксперты во всех случаях давали бы профессиональные и обоснованные заключения. К примеру, если статья в газете содержит описание сцен насилия, но после её прочтения у людей возникает стремление никогда насилия не совершать, то такая статья не является его пропагандой. Однако в экспертной среде на данный момент также существует очень много проблем, в том числе с компетентностью экспертов и объективностью их исследований и выводов.

Кстати, один поисковый сервис недавно провёл исследование музыкальных предпочтений челябинцев. Выяснилось, что шансон слушают намного чаще, чем других исполнителей. Руководитель местного музыкального портала Евгений Поляков тем не менее считает, что время запрещать «блатняк» уже пришло — после 90-х российское общество меняется и сама тюремная романтика угасает.

«Мне кажется, что инициатива очень верная, потому что такие вещи влияют на общий уровень культуры. Конечно, блатные песни исполняли всегда, но не выносили это на передний план. Это культура дворовая, тюремная, она всегда была и будет. Её регулировать нельзя, она сама по себе живёт, потому что это часть жизни каких-то людей», — полагает эксперт. Но в то же время говорит, что пропагандировать это не стоит. По его мнению, сначала дети всё видят и слышат, а потом начинают подражать взрослым. Если они посмотрели «Бригаду» и захотели стать бандитами, то это всё-таки камешек в огород тех, кто снимал этот фильм. Правда, он не учёл, что легендарный сериал крутят по федеральным каналам уже больше десяти лет чуть ли не по два раза в год. И в чей огород кидать камень — это ещё спорный вопрос.

На разной волне

Тем не менее общество на подобный законопроект отреагировало по-разному. Кто-то признался, что был бы рад, попади шансон в запретный список, и также поддерживает начинание депутата Олега Михеева. Однако большая часть считает, что музыка от таких радикальных мер потеряет прежде всего в своём богатстве выбора. Более того, сам факт запрета, как считают слушатели, нарушает и свободу выбора.

Кто-то считает, что от этой музыки идёт жизнепонимание и не на какие преступные деяния от неё не тянет. Некоторые же уверены, что все тематические фильмы и песни не имеют ничего общего с культурой, которая несёт доброе и вечное. И безусловно, это оказывает негативное влияние на общество.

Впрочем, и те и другие признают, что запреты тут не помогут. Все знают, что запретный плод сладок. Запретили алкоголь — люди обзавелись самогонными аппаратами. Запретили Солженицына — его прочитал весь мир. То же самое будет и с шансоном — как только начнут вводить запреты, интерес к нему будет подогрет.

Песни, фильмы, которые могут оказаться под запретом, — это определённый пласт культуры. Кстати, в некоторых из них довольно сильные тексты людей раскаявшихся, размышляющих над своей судьбой. Великолепные сценарии и сюжетные линии.

мнения

Михаил Емельянов

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

- Озабоченность довольно острым вопросом насилия в искусстве по большому счёту мне понятна. Проблема пропаганды жестокости и криминала на телеэкранах обсуждается уже давно. С одной стороны, романтизация образа преступника действительно оказывает негативное влияние прежде всего на развитие молодого поколения. Но с другой — я всегда был сторонником того, что с помощью запретительных мер и юридических наказаний все проблемы уладить нельзя. Всё-таки есть вопросы, которые нужно решать морально-нравственными методами. Например, путём создания определённой благоприятной атмосферы в обществе. Поэтому мне кажется, что та проблема, которую поднимает автор инициативы, больше носит именно морально-нравственный характер, нежели юридический. Откровенно говоря, считаю, что шансов на прохождение в парламенте у этого документа практически нет.

Владимир Едалов

член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Вообще каждый имеет право выражать свои мысли в песнях, в стихах и в любом другом виде искусства. Если они не задевают человеческого достоинства, не унижают личность, то и говорить об этом нечего. Я лично почитаю творчество Михаила Круга. Этот человек не бывал в местах не столь отдалённых, и в его песнях если и есть пропаганда, то разве что того, как в тюрьмах приходится несладко. Ничего порочащего. Речь идёт о том, какая жестокая там жизнь и условия, а не наоборот. Поэтому я даже ратую за то, чтобы подрастающему поколению это всё показывали и доносили. Быть может, какая-нибудь тематическая песня или кинофильм сможет уберечь человека от совершения ошибок главного героя того или иного произведения. Тот же всем известный сериал «Бригада» говорит о том, что в конце концов для бандитов всё заканчивается довольно плохо. Пусть там и есть откровенные сцены насилия и жестокости.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 446