ЕГЭ в острой форме

Образование и культура

В этом году Единый экзамен отметил «юбилей» - пять лет назад, в 2009 году, его в обязательном порядке стали сдавать выпускники всех российских школ. Однако порядок сдачи экзамена продолжает ежегодно меняться. О самых принципиальных его преобразованиях «Парламентской газете» рассказала член Совета Федерации, бывший глава Рос­обрнадзора Любовь Глебова.

- Любовь Николаевна, можно ли назвать позитивным тот факт, что способ сдачи ЕГЭ так и не стал статичным и каждый год школьников ждут новшества?

- Я думаю, что да. Хотя с одной оговоркой. Ещё в 2009 году была достигнута договорённость: нельзя менять правила проведения экзамена в течение учебного года. Входит ученик в 11-й класс, и он должен знать, как он будет весь год готовиться к ЕГЭ.

В сознании многих россиян ЕГЭ почему-то продолжает оставаться тестом, хотя по своей природе идеология Единого госэкзамена связана совсем с другим. Прежде всего это независимая оценка знаний ученика. А тест - всего лишь инструмент такой оценки. При этом было бы очень неплохо, если бы развитие независимости экзамена шло бы теми же самыми темпами, что и развитие инструментов, которыми он проводится. В этом плане было бы очень полезно создание так называемых независимых центров ЕГЭ. Однако дальше разговоров о них дело почему-то не идёт.

- Как вы считаете, улучшит ли качество сдачи экзамена обязательное видеонаблюдение в аудиториях?

- Двояко. С точки зрения сегодняшнего дня такое видеонаблюдение, может, и не повредит. Но стоит ли со школьной скамьи приучать людей поступать честно только потому, что за ними наблюдают? И даст ли такой подход позитивные результаты, стоит ли вообще эта игра свеч? Пока что на этот вопрос ответить невозможно. Анализировать, как повлияла та или иная мера на ход экзамена, можно только тогда, когда мы получим окончательные результаты. Иначе мы рискуем сделать неправильный вывод. Например. В прошлом году многие сетовали, что чуть ли не все выпускники на ЕГЭ списывали. Доводы же Рос­обрнадзора и Минобрнауки так и остались неуслышанными. Они же утверждали, что результаты ЕГЭ, полученные в 2013 году, ничем не отличаются от результатов предыдущих лет. Если бы школьники действительно списывали с небывалой активностью, то и хороших результатов было бы значительно больше. Но этого же не произошло.

- Возмущают ли вас те скандалы, что из года в год сопровождают ЕГЭ - «интернет-утечки», аннулирование работ?

- Честно говоря, к теме скандалов вокруг ЕГЭ я отношусь несколько неоднозначно. Единый госэкзамен оказался тем явлением в жизни, которое изменило сознание людей. Представьте себе, лет 15-20 назад в какой-то школе проходит экзамен, и некий ученик на нём вдруг воспользовался шпаргалкой. Кто-нибудь вообще заметил бы это? Никто. Пронести на контрольную или экзамен шпаргалку было частью школьных традиций, то есть абсолютно нормальным явлением. Сейчас же нечестность на экзамене стала государственной проблемой - темой, которая обсуждается на федеральном уровне. И это прекрасно, что предметом нашего общего обсуждения и негодования стали нечестные поступки. Их количество уже даже не имеет значения, для скандала здесь достаточно одного факта.

Хотя, конечно, есть вопросы к тому, когда и как это преподносится. В своё время мы даже заключали соглашение: как только наступает первый день экзамена, мы оставляем все свои профессиональные и политические амбиции в стороне и даём возможность детям спокойно, без лишней нервотрёпки его сдавать. Информационное поле на этот период должно быть максимально тактичным.

- Со следующего года ЕГЭ, вероятно, можно будет пересдавать….

- Для меня эта тема как раз связана с развитием независимости Единого госэкзамена. В независимых центрах оценки качества образования необязательно проводить сам ЕГЭ. К примеру, родители хотят знать, на каком уровне находится знание физики у семиклассника Пети. Для этого есть место, куда он может прийти, его там проэкзаменуют и скажут - у Пети знание физики в этот момент находится на таком-то уровне. Или, например, школа хочет понять, как её ученики готовы к тому или иному экзамену, и она заказывает независимому центру проведение этого экзамена. Почему бы не заложить и возможность сдавать ЕГЭ несколько раз? Здесь есть что обсуждать. Единственная попытка - это всегда источник напряжения, а я сторонница того, чтобы экзамен проходил в максимально спокойной обстановке. С этой точки зрения, можно было бы предоставить школьнику возможность прийти в независимый центр, сдать экзамен и, если результаты его устраивают, зачесть их. Либо же, если следующая попытка окажется более удачной, зачесть её. Но здесь нужна серьёзная апробация.

- В этом году власти Москвы в порядке эксперимента разрешили тяжелобольным школьникам сдавать ЕГЭ в больницах. Будет ли, на ваш взгляд, это полезным?

- Как любой человек, особенно как женщина и как мама, я отношусь к этому с большим пониманием и позитивом. При этом я осознаю, что управление образования того региона, где решились на это, берёт на себя колоссальную ответственность и довольно большой объём дополнительной работы. Но это, безусловно, акт милосердия.

Просмотров 884

05.06.2014 14:02