Российский парламентаризм: современный этап
День российского парламентаризма
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко о политическом устройстве страны
Сегодня парламентаризм утвердился как важнейший институт государственного строительства в странах, чьё политическое устройство основано на демократических принципах. Он является основным способом функционирования представительной демократии. Современная Россия находится в числе этих стран. «Для России, — подчёркивал глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, — нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии».
Мы имеем право с полным основанием утверждать, что в нашей стране создана государственная система, отвечающая практически всем современным критериям парламентаризма. Она включает в себя органы представительной власти всех уровней, сопряжённую с ними исполнительную власть, независимую судебную власть, свободные средства массовой информации, разнообразные институты гражданского общества.Всё это в целом — без преувеличения, достижение исторического характера, можно сказать, наше общенациональное достояние, которое следует беречь и развивать.
Нужно особо отметить, что нынешняя российская парламентская система — это не застывшая форма правления, а живая, чуткая к социальным и экономическим переменам социально-политическая ткань. Российская демократия — это демократия молодая, развивающаяся. Поэтому проблема повышения эффективности парламента как основного представителя интересов общества остаётся весьма актуальной.
Развитие парламентаризма невозможно без укрепления доверия граждан к институтам власти. Если это доверие снижается или утрачивается, то демократия перестаёт существовать как таковая. Именно на укрепление такого доверия и осуществление новых принципиальных шагов была направлена недавняя политическая реформа.
Принят новый закон о партиях. Их количество выросло во много раз. Сегодня количество созданных или находящихся в процессе создания политических организаций достигло трёхзначного числа. Они охватили очень широкий политический спектр. Свои (часто даже не одну, а несколько) партии создали коммунисты и социалисты, социал-демократы и либералы, националисты и экологи, защитники прав женщин и казаки, автомобилисты и пенсионеры, спортсмены и предприниматели, монархисты и учёные, садоводы и анархисты… Несомненной положительной стороной этого процесса является рост гражданской активности, который, как можно надеяться, дополнится ростом политической культуры многих социально активных групп населения.
Я считаю принципиально важным политическим событием последнего периода создание движения Общероссийский народный фронт, лидером которого стал Владимир Путин. Рамки этого надпартийного движения позволяют объединить многогранные интересы граждан в единое целое и тем самым задать общий согласованный вектор движения нашего общества.
Ещё одна очень важная новация нашей политической жизни - возврат к смешанной системе выборов в Государственную Думу. На мой взгляд, это тоже логичное следствие динамичного развития гражданского общества. Появление большого количества общественных, некоммерческих, благотворительных, добровольческих организаций сформировало значительную, новую для нашего общества страту общественных деятелей. Они далеко не всегда «вписываются» в существующие партийные рамки, а значит, и в правила, по которым проводились выборные кампании. Между тем эта значительная интеллектуальная сила вполне может стать важным резервом роста национальной политической, экономической и культурной элиты. Уверена, что и члены ОНФ примут активное участие в формировании Государственной Думы. Одномандатные округа - это поле для их вхождения в политическую жизнь и одновременно новый этап в развитии гражданского общества России, очередной шаг в дальнейшем развитии нашей политической системы.
Серьёзные изменения претерпел и порядок формирования Совета Федерации. Цель изменений - обеспечить максимально возможное в соответствии с нормами действующей Конституции участие граждан региона в решении вопроса об их представителях в верхней палате парламента.
Теперь представлять законодательный орган региона в Совете Федерации сможет только один из депутатов, делегированный в этот орган федерального уровня большинством депутатов регионального парламента. Другими словами, это будет человек, прошедший через региональные выборы, известный избирателям.
А орган исполнительной власти региона сможет представлять один из трёх кандидатов, который был внесён победителем региональных выборов в свой избирательный бюллетень. Избиратель получил возможность знать о том, кого потенциальный глава администрации направит в верхнюю палату в случае избрания, уже на самой ранней стадии избирательной кампании. Полагаю, что найденный после широкого общественного обсуждения вариант формирования Совета Федерации выгодно отличается от всех предыдущих своим демократизмом, резко возросшей степенью участия избирателей в этом процессе. Найти его было непросто - нам нужно было не только строго соблюсти нормы действующей Конституции, но и ответить на новые общественные настроения. Новый порядок придает стабильность работе палаты, так как теперь её члены избираются на весь срок полномочий главы и парламента региона. А такая стабильность необходима: на Совет Федерации возложен по Конституции ряд важнейших функций. Их грамотная реализация - ответственное государственное дело, в чём мы могли недавно убедиться на примере событий в Крыму.
Скажу ещё об одном. В нашу политическую жизнь вернулась практика выборности губернаторов. Её временная отмена в начале столетия была вызвана серьёзными причинами. Когда В.В. Путин был избран Президентом России, страна, по мнению многих экспертов и политиков, находилась на грани распада. Ныне многие угрозы отодвинуты, положение внутри страны и на международной арене заметно укрепилось, выросла политическая культура, окрепло гражданское общество. Выборность нужна не только жителям того или иного региона, но и самим губернаторам. Она заставит глав регионов чутко прислушиваться к общественному мнению, оперативно реагировать на запросы людей. Она повысит авторитет и вес губернаторского поста, позволит руководителю региона в ходе выборов получить значительное число сторонников, а это изменит его вес и на федеральном уровне.
В последний период осуществлены важные меры по укреплению взаимодействия федеральных и региональных законодательных органов. Связующим звеном между ними стал Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Его создание усилило конструктивный диалог палат федерального парламента и законодательных собраний регионов. Идёт отработка механизмов их взаимодействия. Разрабатывается чёткий порядок правового и организационного сопровождения наиболее актуальных региональных инициатив, которые получают одобрение Совета законодателей. Они уже поступают в Государственную Думу.
Суммируя вышеизложенное, можно уверенно сказать, что за короткий период в нашей стране осуществлена крупномасштабная политическая реформа, направленная на дальнейшее развитие и совершенствование демократической политической системы.
Эти важные изменения свидетельствуют о том, что российский парламентаризм развивается как единая система представительных органов. Она имеет два тесно взаимодействующих уровня - федеральный и региональный. Поэтому и реформирование системы парламентаризма согласованно идёт на этих двух стратах.
Мы прошли очередную фазу этой непростой работы. Жизнь и будущая политическая практика заставят что-то усовершенствовать, а что-то и пересмотреть. Но это один из непреложных законов функционирования демократических политических систем. В них нет места застою, раз и навсегда найденным решениям. Так, серьёзной законодательной работы требует уровень муниципального управления, самый близкий к людям, их повседневным нуждам и запросам. Ясно просматривается необходимость внедрения в деятельность обеих палат Федерального Собрания инновационных мер. Год назад мы создали парламентское телевидение, активно задействовали возможности и ресурсы Интернета. На очереди создание доступного каждому гражданину «электронного парламента», аналогичного «электронному правительству», но, естественно, со своим набором функций. Такой демократический инструмент позволит поддерживать постоянную живую связь с избирателями, осуществлять мониторинг общественных настроений, учитывать многообразный опыт, накопленный в регионах.
Парламентаризм как принцип и форма политической жизни не заканчивается на границах того или иного государства. Он реализуется в двусторонних и многосторонних парламентских связях, международных организациях, влияет на них и, в свою очередь, испытывает на себе их воздействие. В этом плане трудно переоценить значение, которое имеет для российского парламентаризма, его обогащения и развития участие нашего парламента в деятельности Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. За двадцать лет МПА создана обширная нормативная правовая база. В общей сложности было принято около трёхсот модельных законов, кодексов и рекомендаций. Пройдя необходимую адаптацию, большинство из них легли в основу различных законов стран Содружества. В своей деятельности Ассамблея придаёт большое значение вопросам, связанным с гармонизацией и сближением законодательства государств - участников, а также приведением норм законодательства стран СНГ в соответствие с мировыми правовыми стандартами.
Сегодня, после рождения Таможенного союза и на стартовом этапе создания Единого экономического пространства и Евразийского союза, деятельность МПА приобретает новый масштаб и значение. Её настойчивая и тщательная работа по гармонизации законодательства стран СНГ становится одним из краеугольных камней этого масштабного строительства.
В наступившем столетии мир сталкивается со многими проблемами и опасностями. Глобализация, новая технологическая революция объективно создают условия, при которых возрастает значение парламентских институтов. Я верена, что именно современный парламентаризм призван сыграть важнейшую роль в поиске решений проблем XXI века.