Поставленный на крыло
День защитника отечества
К 2020 году Вооружённые силы России должны полностью обновить вооружение и военную технику
Дюжину новейших многофункциональных истребителей Су-35С получили ВВС России в канун Дня защитника Отечества. Принимал их у заводчан в Комсомольске-на-Амуре глава Минобороны Сергей Шойгу. Повышенное внимание высшего руководства военного ведомства не случайно: расходы государства на новые образцы техники в последние годы выросли в разы, но вопросы к качеству продукции предприятий ОПК всё ещё остаются. Как делают современные российские самолёты, увидел обозреватель «Парламентской газеты».
Дзёмги: три в одном
Город авиастроителей гражданские рейсы зимой не принимает, и единственный путь из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре — почти 400 километров автотранспортом. Дорога напоминает стиральную доску. Трассу изрядно разбило во время прошлогоднего разлива Амура, и сейчас асфальт местами, как застывшие гребни волн. Нас везут в Дзёмги — это сразу три места в одном: неофициальное название района в городе, где расположены авиазавод, аэродром, где базируются «Сухие», и гостиница, где мы будем жить. Слово «дзёмги» («деревянный дом») произошло от нанайского названия стойбища, которое находилось на берегу Амура. Вблизи него в 1932 году было начато строительство авиационного завода, который позже стал носить имя Юрия Гагарина. Нанайцы отсюда ушли, уступив место молодым авиа- и кораблестроителям. До сих пор неофициальное название Комсомольска-на-Амуре — город Юности.
Комси-комса*
Некоторые жители в неофициальном общении называют город менее романтично и уважительно — Комса. Были такие «романтики», которые постарались поскорее уехать отсюда: климат, мол, больно суров, самолёты над головой летают, да и вообще перспектив в маленьком городе нет. «То ли дело в столицах, — рассуждает на одном из городских интернет-форумов пользователь Sergey_23, — работу в Москве или Хабаровске всегда найдёшь, есть куда сходить культурно отдохнуть, не то что у нас в Комсе». Те, кто покинул город, в красках расписывают прелести жизни в больших городах или средней полосе страны, опуская почему-то такие важные детали, как трудоустройство, стоимость жизни, жилья и прочие неизбежные проблемы внутренних мигрантов. Однако переезжать из региона стремятся далеко не все.
…В агрегатно-сборочном цехе авиазавода шумно. Больше четырёхсот человек собирают узлы будущих истребителей — корпуса двигателей, центроплан и хвосты самолётов. Слесарю-клепальщику Евгению Ряполову 20 лет. На завод он пришёл недавно после краткосрочных курсов. Если что не ладится, всегда можно рассчитывать на помощь отца и одновременно официального мастера-наставника Алексея Ряполова, он всегда рядом.
«После службы в армии я поступил заочно учиться на инженера, — рассказывает Евгений. — Рассчитываю проработать на заводе, как и отец, не меньше 20 лет!..»
В механическом цехе за станками с ЧПУ сплошь девушки. Юля Карагуля пришла на завод четыре месяца назад. «А что, дорасту и до начальника цеха», — улыбаясь, делится она своими планами. Пока что ей доверяют обрабатывать маленькие детали, которые через некоторое время станут частью боевого самолёта.
Никто из рабочих авиапредприятия уезжать из города не собирается. Средняя зарплата на заводе 38 тысяч рублей, к концу года обещают увеличить до 48 тысяч, но уже сейчас рабочий с опытом и стажем может заработать в месяц до ста тысяч. Неплохо, учитывая, что среднего размера двухкомнатная квартира стоит в Комсомольске чуть больше миллиона рублей.
Уже сейчас в городе, где проживает чуть более 250 тысяч человек, дефицит квалифицированных рабочих рук. Избавляться от него собираются, кинув клич по всей стране. Такая рекламная кампания уже идёт в ста городах. До конца года здесь собираются трудоустроить до полутора тысяч специалистов.
Мы за ценой не постоим?
Едва торжественная часть передачи самолётов завершилась, пилоты 23-го истребительного полка взмыли в небо и показали гостям, на что способен Су-35С. Это первый отечественный серийный самолёт с изменяемым вектором тяги двигателя. Благодаря конструктивным особенностям он способен совершать манёвры, недоступные обычным реактивным самолётам. «Поступивший на вооружение ВВС истребитель относится к поколению «4++» и является платформой для создания авиационного комплекса 5-го поколения, — сказал Сергей Шойгу. — Уже сейчас на нём отрабатываются новые конструкционные материалы и технологии будущего».
В нынешнем году авиапредприятие должно произвести 58 самолётов (с учётом уже переданных в войска 12 машин). В 2015-2016 годах будет выпущено по 51 самолёту. По словам главы Объединённой авиастроительной корпорации Михаила Погосяна, гособоронзаказ сейчас является основой работы предприятий. «В прошлом году заключены контракты на 80 миллиардов рублей на три года, чтобы производить все самолёты — как военные, так и гражданские, включая, в частности, Ил-112», — доложил он министру обороны.
А ведь ещё три года назад у Минобороны были серьёзные претензии к промышленности по качеству вооружений и военной техники. Ныне ситуация меняется. Качество поставляемой в войска продукции за это время стабилизировалось, наметились явные тенденции к его улучшению. Так, начальник Управления военных представительств Минобороны Олег Степанов накануне заявил, что если в 2011-2012 годах на десять гарантийных изделий приходилась одна рекламация, то в 2013 году — одна на 14 гарантийных изделий.
Впрочем, положительная динамика есть не везде. В тот же день удалось побывать ещё на одном крупнейшем предприятии города — Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Министр обороны жёстко раскритиковал его руководителей: «Мы вам своевременно выделили большие деньги, а вы их неэффективно осваиваете. Тот темп и порядок организации работ, которые у вас существуют на предприятии, нас не удовлетворяют. Работы надо организовывать в две-три смены, а не так, как сегодня!»
АСЗ — предприятие, недавно пережившее банкротство, всё ещё не возвращённое в собственность государства, строит для Тихоокеанского флота два корвета проекта 20380 («Совершенный» и «Громкий») и ремонтирует одну дизель-электрическую подводную лодку. И сроки их сдачи неоправданно затянуты…
На недавней коллегии Минобороны было заявлено о том, что в 2014 году спланированы поставки в войска более 220 самолётов и вертолётов, 8 боевых кораблей и многоцелевых подводных лодок, 14 зенитных ракетных систем и комплексов, 50 радиолокационных станций ПВО и более 200 боевых бронированных машин. Деньги на эти цели государством выделены немалые, и спрашивать с производителей за качество и сроки тоже будут очень серьёзно. По словам Сергея Шойгу, «речь идёт о перевооружении, на которое страна напряглась, собрала те самые 20 триллионов рублей и представила возможность получить к 2020 году фактически новую армию».
*В переводе с французского ответ на вопрос «Как дела?» — «Нормально, когда как».
мнения
Игорь Зотов
член Комитета Государственной Думы по обороне:
- В 2013 году вступил в силу закон о гособоронзаказе. Документ улучшает работу как оборонного сектора, так и военного ведомства. С назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу в армии и на флоте повысилась боеспособность, вместе с этим растёт и обороноспособность нашей страны. Промышленность получает заказы и создаёт вооружение нового поколения.
Изменяется отношение к армии, которое после многих лет негатива и грязи возвращается в позитивное русло. Молодым ребятам не надо бояться служить. Нам сейчас очень нужны умные призывники, которые будут осваивать новейшую и сложнейшую технику. В Вооружённых силах создаются научные роты, которые смогут помочь полностью раскрыться и реализовать себя нашей, без преувеличения, талантливой молодёжи.
Андрей Красов
член Комитета Государственной Думы по обороне:
- Пока мы не выполним программу перевооружения, рассчитанную до 2020 года, говорить о повышении обороноспособности страны несколько преждевременно. Так случилось, что экономическая обстановка в стране в начале 90-х не позволяла нам обратить на этот вопрос серьёзного внимания. Средств, которые выделялись на Вооружённые силы, едва хватало на денежное содержание солдат и офицеров. На проведение учений и закупку нового вооружения бюджет отводил мизер. Постепенно ситуация менялась. Теперь наша страна может себе позволить большие траты на переоснащение и перевооружение наших Вооружённых сил.
Но мы понимаем, что многое в этом процессе зависит от предприятий военно-промышленного комплекса. Требования, которые военные выдвигают к современным образцам вооружения, очень высоки. Нам не нужны новая дубина или копьё, пусть даже они будут с оптическим прицелом. Оборонка должна обеспечить солдата самым современным оружием, которое не устареет завтра, послезавтра и даже через 50 лет. К сожалению, пока не все предприятия ВПК готовы предложить конкурентоспособные образцы вооружения и военной техники. У нас хороший задел в области строительства авиационной техники и подводного флота, но провал в элементной базе и аппаратуре связи. В этом направлении предстоит сделать ещё очень много.