День Победы в Великой Отечественной войне

14:41На бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

14:32Депутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

12:25Депутат рассказала, как в этом году проходит «Бессмертный полк»

Сбежавшие электрички

Дорожная карта

06.02.2014 12:25

Передача пригородных поездов частному бизнесу ударила по тысячам постоянных пассажиров

В начале 2014 года жители большинства регионов страны столкнулись с новой транспортной проблемой: власти некоторых регионов пошли на сокращение количества поездов пригородного сообщения, хотя граждане просили не делать этого. Между тем в некоторых областях объёмы перевозок сократились почти в два раза.

Это раньше Министерство путей сообщения могло себе позволить выделение дотаций на убыточные пригородные перевозки за счёт прибыльных грузовых, а после реформы отрас­ли электрички выделили в отдельный бизнес. Грузовые перевозки теперь в руках частных компаний, которые не обязаны субсидировать пригородный транспорт.

Мировой опыт показывает, что прибыль от продажи билетов в пригородном сообщении не покрывает расходы перевозчиков. Из-за этого власти большинства стран устанавливают тарифы ниже себестоимости, а убытки покрывают за счёт компенсации перевозчикам. Аналогичные правила действуют и в России. Регионы могут сами устанавливать тарифы, но при этом они должны выплачивать компенсацию пригородным компаниям. На сегодняшний день 26 таких компаний работают в 73 регионах страны.

Неоднократные обращения руководства РЖД и пригородных перевозчиков в администрации большинства регионов с предложением заключить договор и исправно выплачивать компенсации перевозчикам оставались без внимания. Из-за этого только в прошлом году их убытки составили 19,3 миллиарда рублей. В нынешнем году ситуация вряд ли изменится. На компенсацию выпадающих доходов на все пригородные компании в региональных бюджетах предусмотрели около 7,5 миллиарда рублей, что составляет 39 процентов от необходимой суммы. В основном деньги получают перевозчики, которые работают в центральной части страны.

Ещё в четвёртом квартале прошлого года владельцы подвижного состава предупреждали пригородные компании, что электропоезда и услуги локомотивных бригад будут предоставляться только на оплаченные объёмы. Поскольку соглашения с перевозчиками региональные власти подписывают неохотно, то денег им взять неоткуда, и они могут сократить объём перевозок пассажиров.

Некоторые регионы договоры на обслуживание пассажиров подписали на один месяц, а в лучшем случае - на первый квартал. Треть регионов вообще не подписали такие соглашения - и теперь станет действовать принцип: нет договора - нет перевозки. А движение электричек будет приостановлено.

В некоторых регионах поражают способы экономии денег на перевозку пассажиров. Вопреки указу Президента России, по которому школьники должны пользоваться льготами по всей стране, департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в конце прошлого года сообщил об отмене льгот на проезд школьников и студентов с 1 января 2014 года.

Невзирая на ограничение роста тарифов, в некоторых регионах стоимость проезда стала выше. С января в пределах одной зоны в Бурятии цена увеличилась в два раза. О повышении тарифа с 21 января на 12 рублей сообщило правительство Амурской области.

Сокращение объёмов пригородных перевозок уже несколько лет отмечается во многих субъектах Федерации, и эта тенденция стала усиливаться с середины 2012 года, когда регионы отменили около 350 пригородных поездов. Сегодня это коснулось ещё 160 поездов. С 11 по 15 ноября 2013 года в семидесяти российских железнодорожных вокзалах работали специальные пункты по сбору подписей в адрес руководителей регионов. Десятки тысяч граждан призвали власти сохранить электрички и не повышать тарифы за проезд. Пока вопрос остаётся открытым.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 535