«Золотым парашютам» подрежут стропы
Социум
На прошлой неделе Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, ограничивающий величину компенсаций досрочно увольняемым топ-менеджерам государственных компаний и корпораций.
Содокладчиком по законопроекту был назначен член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников, который ещё в марте 2013 года раскритиковал практику выплат огромных «золотых парашютов» топ-менеджерам и был поддержан Владимиром Путиным. Как проходила работа над законопроектом и каким образом он повлияет на экономику страны, Валерий Трапезников рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты».Депутат поведал о зарубежном опыте — так, в Швейцарии уже почти год как введён полный запрет на выплату «золотых парашютов», в Нидерландах с лета 2014 года размер выходного пособия будет равен 75 тысячам евро, что значительно меньше той суммы, которую получают российские топ-менеджеры в случае увольнения.
Депутат напомнил, что внёс законопроект о «золотых парашютах», однако тогда отозвал его, решив, что вариант Правительства будет более полным. «Наш документ был всё-таки в какой-то степени поверхностным», — заметил он. Правительство в своём проекте расширило перечень должностей, на которых распространяется действие закона. «Речь идёт о руководителях, их заместителях, членах правлений и главных бухгалтерах организаций, доля государства в которых превышает 50 процентов, — пояснил Валерий Трапезников. — Моя же инициатива ограничивалась только руководителями госкомпаний». Тем не менее хотя законопроект и получился неплохим, он требует внесения поправок, считает парламентарий. Так, в пояснительной записке к документу говорится, что совокупный размер выплачиваемых топ-менеджерам компенсаций, выходных пособий, а также иных выплат в любой форме, связанных с прекращением трудового договора, не может превышать шестикратный средний месячный заработок. «Я же считаю, что необходимо ограничить максимальную сумму выплат тремя зарплатами, как это предусмотрено для обычных россиян. Перед Трудовым кодексом все равны», — отметил депутат, добавив, что зарплаты руководителей корпораций и так непомерно высоки.
В этой связи он подчеркнул, что разрыв заработных плат на производстве огромен: так, главы предприятий могут получать порядка миллиона рублей в месяц, тогда как средняя заработная плата их сотрудников — 30-40 тысяч рублей.
По мнению Валерия Трапезникова, документ подвергнется шквалу критики. Вот лишь один из моментов, вызывающих острую дискуссию: законопроект ограничивает выплаты увольняемым руководителям, но ничто не ограничивает их заработные платы, поэтому компенсации топ-менеджеров всё равно могут быть очень высокими. «Я понимаю эти опасения, но сначала нужно разобраться с «золотыми парашютами». А про ограничение зарплат в госкорпорациях может быть наша следующая инициатива», — отметил парламентарий.
Депутат выразил надежду на то, что после принятия закона грамотные специалисты частного бизнеса также изменят свой подход к выплате «золотых парашютов», поскольку в обществе уже сформировался соответствующий запрос. Он подчеркнул, что слишком резко критиковать документ до первого чтения не имело смысла, поскольку это могло отсрочить его принятие ещё на год. «А вот ко второму чтению законопроект будет «расширен» с тем, чтобы он «серьёзно урезал чрезмерные аппетиты руководителей и членов правления госкорпораций, — заявил парламентарий. — А вообще у меня есть мечта, чтобы закон о «золотых парашютах» вступил в силу в День труда, 1 Мая».
точка зрения
Олег Ниловчлен Комитета Государственной Думы по транспорту, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия»:
- Лёд тронулся. Наконец-то мы не только пальцем погрозили, но и сделали первый, почти незаметный шаг. Мой законопроект об ограничении заработных плат чиновникам госкорпораций лежит с апреля в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов, и пока никто за него не взялся. Потому что предлагается нанести удар в лоб всей этой честной компании. Да, они государевы люди, да, работают на ответственных постах. Но почему они получают в сотни раз больше, чем президент, министры и депутаты? Нужно наводить порядок, а не закрывать глаза на растущую пропасть между доходами населения. Её надо сокращать, иначе социальная напряжённость не позволит стране нормально развиваться.
Сергей Катасонов
первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция ЛДПР:
- Президент дал поручение решить этот вопрос. На заработные платы сотрудников госкорпораций ограничений нет, а выплаты при увольнении зависят от зарплат. Получается, этим законом мы ничего не ограничиваем. До 2012 года выплаты не облагались подоходным налогом, значит, они брали выплаты из прибыли. Если мы примем законопроект, то бюджеты субъектов недополучат поступления от налога на прибыль.
Предложение ЛДПР — слушать, что говорит президент, и не нагружать бюджет. Чем отличается любой работающий человек от сотрудников госкорпораций? Если сокращают обычного человека, то ему выплачивают двойной оклад. Нельзя нарушать Конституцию РФ. Никаких «золотых парашютов» быть не должно.
Из выступлений на пленарном заседании Госдумы, где обсуждался в первом чтении законопроект о «золотых парашютах»
на кого направлен закон
Сегодня в России семь госкорпораций: Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Ростехнологии и Росатом. В июле 2009 года появилась форма государственной компании, практически идентичная государственной корпорации, — Автодор. Также созданы две объединённые авиа- и судостроительные корпорации. Кроме того, государство в лице органов власти осуществляет управление «золотыми акциями» более 60 компаний.В этом году Правительство предлагает выдвинуть в советы директоров компаний с госучастием 106 независимых директоров, а также 136 госслужащих.