Придорожному сервису нужны гарантии государства

Транспорт

Инвесторы готовы вкладывать деньги в строительство мотелей

До первого апреля Федеральное дорожное агентство должно провести общественное обсуждение Концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения, одобренной Минтрансом в ноябре прошлого года. Пока обсуждение этого документа ведётся в Интернете — на сайте Росавтодора, но в ближайшее время к этой работе подключатся региональные эксперты. О сути Концепции и развитии придорожного сервиса «Парламентской газете» рассказывает руководитель рабочей группы, начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Юрий Лахин.

Концепция развития объектов дорожного сервиса создавалась рабочей группой Росавтодора, в которую входят представители Минтранса России. При этой группе создан экспертный совет из представителей общественных организаций и бизнеса. Это различные автомобильные ассоциации, Российский топливный союз, объединяющий всех владельцев АЗС, Ассоциация франчайзинга, которая работает с представителями бизнеса в сфере общественного питания. Не так давно в работу активно включилась общественная организация «Опора России», представляющая интересы малого и среднего бизнеса.

Представители рабочей группы и экспертного совета отмечают, что существующие сегодня вдоль автомобильных дорог федерального значения объекты дорожного сервиса не отвечают современным потребностям участников дорожного движения. Автозаправки, магазины, мотели и станции техобслуживания хаотично разбросаны по всей федеральной дорожной сети. В одних регионах их достаточно, хотя многие из них не соответствуют нормативным требованиям, а в других с развитием дорожного сервиса большие проблемы. Например, в Сибири и на Дальнем Востоке можно проехать несколько сотен километров и не встретить по пути ни одной АЗС, хотя по существующим нормативам такого быть не должно.

Факты говорят сами за себя. В России протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 50,7 тысячи километров. На трассах работает около 13 тысяч объектов, из них около 11 000 — в границах придорожной полосы и около 1000 в границах полос отвода. При этом нормативным и техническим требованиям не соответствовали около 3200 объектов, а в границах полос отвода — порядка 300 объектов. Улучшить состояние придорожного сервиса может только частный бизнес, но ему нужны гарантии государства.

Основными целями Концепции являются повышение качества обслуживания пользователей автомобильных дорог, создание условий для повышения уровня безопасности пользования автомобильными дорогами, повышения транспортной мобильности населения, развития внутреннего автотуризма. Развитие придорожного сервиса позволит улучшить социально-экономическое положение многих регионов и создать в некоторых из них опорные точки экономического роста.

Бизнес требует опоры

Представители экспертного совета отмечают, что развитию придорожного сервиса мешают несовершенство законодательства и устаревший порядок размещения объектов. Сейчас он «заявительный», но предприниматели не спешат строить мотели и станции тех­обслуживания. Они отмечают, что на согласование одних только разрешительных документов и получение разрешения на строительство часто уходит больше года. Много денег приходится тратить на земельные работы, строительство дорогостоящих подъездов к небольшим магазинам и прокладку инженерных коммуникаций.

Больше всего проблем возникает с присоединением объектов придорожного сервиса к трассе. Это очень дорогостоящее мероприятие. Строить полосы примыкания к дороге предприниматели вынуждены за свои средства, но у многих из них на это нет денег.

Бизнесу неинтересно вкладывать деньги на таких условиях, и поэтому Росавтодор предлагает создать новые правила для совместной прозрачной и эффективной работы инвесторов и государства. Например, проблему обустройства переходных скоростных полос и примыкания федеральных трасс к зонам отдыха нужно решать в рамках частно-государственного партнёрства. Наработок по решению этой проблемы в Росавтодоре достаточно.

Взять, например, первый пилотный проект развития зоны отдыха на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга. В зону отдыха мы интегрируем существующую парковочную площадку, которая находится в ведении Росавтодора, и ещё инвестору не нужно будет тратить деньги на строительство примыкания к дороге. Таких площадок по стране у дорожников немало, и поэтому питерский опыт будет тиражироваться на других федеральных трассах.

Планы Росавтодора по развитию придорожного сервиса заинтересовали представителей других федеральных ведомств. Минздраву и МЧС нужны вертолётные площадки для медицины катастроф и врачебные центры рядом с федеральными трассами, а для прогноза погоды требуются современные метео­станции. Если средства, которые будут выделяться на их строительство, объединить с затратами на развитие объектов придорожного сервиса, то можно получить неплохую экономию денег, и возможности этого объединения в Концепции Росавтодора заложены.

Дорожным службам нужны полномочия

Для повышения эффективности при работе с инвесторами в Концепции предлагается наделить дорожное ведомство полномочиями «одного окна», разрешив ему проводить межведомственные согласования проектов объектов дорожного сервиса. В этих рамках следует разрешить разработку регламентов, регулирующих порядок подачи и рассмотрения заявлений на использование земельных участков для строительства и присоединения объектов к дороге.

Будет правильно, если государство оставит за собой минимальное участие в регулировании процесса размещения объектов сервиса — разработку различных типов многофункциональных зон отдыха в зависимости от интенсивности трасс, согласование планов развития придорожного сервиса на федеральных дорогах с аналогичными планами регионов и муниципалитетов. Представители бизнеса и саморегулируемые организации выработают критерии оценки качества работы в этой отрасли. Всё необходимое для этого заложено в Концепции Росавтодора.

Юрий Лахин,

начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора:

- Основными целями Концепции являются повышение качества обслуживания водителей, создание условий для повышения уровня безопасности пользования автомобильными дорогами, повышения транспортной мобильности населения, развития внутреннего автотуризма. Развитие придорожного сервиса позволит улучшить социально-экономическое положение многих регионов и создать в некоторых из них опорные точки экономического роста.

Рассказываем доступно и наглядно, на что северная столица тратит деньги
Просмотров 1178