Сильный помогает слабому
НАША ТЕМА | Власть и деньги
Западные земли Германии устали оплачивать из своего кармана жизнь в бывшей ГДР. Однако до того как появились первые недовольные, страна вывела отстающие регионы из глубокого экономического и производственного кризиса. Чему стоит поучиться России у своего экономического партнёра?
Анатомия государственных финансов
На первый и очень беглый взгляд, бюджетная система ФРГ, словно сестра, похожа на российскую. Она включает в себя федеральный бюджет, бюджет шестнадцати земель, в том числе пяти «новых земель», присоединённых в 1990 году. Кроме того, существуют ещё бюджеты более десяти тысяч муниципалитетов, а также специальные фонды, в числе которых фонд социального страхования, в равной степени пополняемый работодателем и работниками. В ведомстве федерального правительства находятся ещё и внебюджетные фонды.Конституцией Германии установлено два уровня государственной власти. Согласно основному закону, 16 земель являются государствами, объединёнными в федерацию. Общины же - это часть земель, несущих ответственность за наделение их финансовыми ресурсами. Основной источник пополнения бюджета - налоги. Федеральная казна формируется из налоговых отчислений на 9/10 (остальная часть приходится на доходы Центробанка и государственных предприятий), земельные бюджеты - на 7/10, общинные - примерно на треть. При этом прямые налоги - на доходы и имущество - превышают поступления от косвенных почти в два раза, в то время как в России именно косвенные налоги являются основным вкладом в бюджет.
Берлин беден, но привлекателен
Отличительная особенность немецких земельных бюджетов - горизонтальное выравнивание, в рамках которого происходит перераспределение налоговых сборов от более богатых земель, таких как Бавария или Баден-Вюртемберг, в пользу более бедных, в первую очередь «новых» - Бранденбурга, Саксонии и других. Здесь действует основной принцип немецкого федерализма: сильный помогает слабому. Главным получателем средств при перераспределении налогов уже много лет остаётся Берлин, который имеет статус отдельной федеральной земли. Ежегодно бюджет столицы пополняется более чем на три миллиарда евро.Ещё в 2006 году бургомистр Клаус Воверайт назвал Берлин «бедным, но привлекательным» и позднее практически возвёл этот слоган в ранг философии. Впрочем, зажиточные южные немцы явно не очень очарованы столицей. Правительства Баварии и Гессена, являющихся ключевыми «донорами», ещё в феврале 2013 года подали в конституционный суд Германии коллективный иск о пересмотре закона о перераспределении налогов, действующего до 2019 года. Судебное решение стоит ожидать не ранее второго квартала 2014 года, однако многие политики, в том числе премьер-министр Мекленбурга - Передней Померании Эрвин Зеллеринг, заявляли о том, что добиться подобного пересмотра в судебном порядке практически невозможно. И все же, согласно статистике, более 70 процентов немцев выступают за отмену «налога на солидарность». Несмотря на то что на востоке традиционно больше безработных, в некоторых городах на западе, например, в Рурской области (земля Северный Рейн - Вестфалия) уровень жизни ниже, чем на востоке. При этом известны случаи, когда крупные города были вынуждены брать кредит, чтобы выплатить деньги на развитие восточных земель - несколько лет назад так поступили власти Дортмунда.
Пакт солидарности
С другой стороны, возмущение восточных немцев, вызванное подобными разговорами, легко понять. В девяностые годы, после объединения Германии, начался переход от плановой экономики к рыночной, который повлёк за собой «оптимизацию» (а фактически - ликвидацию) тысяч предприятий на территории бывшего ГДР. Так, например, были навсегда остановлены производства железнодорожных вагонов завода Аммендорф, плёнки ORWO, грузовиков IFA, компьютеров Robotron, фотоаппаратов Praktiсa и многого другого. В целом в Восточной Германии исчезло около 4,4 миллиона рабочих мест, что привело к массовому переезду в другие регионы и запустению целых районов страны. Ещё в 1993 году в связи с неблагополучным экономическим положением восточногерманских земель федеральное и земельные правительства заключили так называемый «Пакт солидарности», согласно которому за 10 лет в экономику Берлина, Бранденбурга, Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт и Мекленбурга - Передней Померании была вложена сумма, эквивалентная 94,5 миллиарда евро.За период действия второго пакта (2005-2019 годы) должны быть инвестированы еще 156,5 миллиарда евро, из которых 105 миллиардов выделены на преодоление разницы в развитии инфраструктуры старых и новых земель, а остальные 51 миллиард - на стимулирование региональной экономики, развитие транспорта и жилищного фонда, финансирование образования и науки. Главной целью проекта является осуществление гарантированного конституцией принципа «единого комфортного уровня жизни во всех регионах страны».