Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Сильный помогает слабому

НАША ТЕМА | Власть и деньги

23.01.2014 17:34

Западные земли Германии устали оплачивать из своего кармана жизнь в бывшей ГДР. Однако до того как появились первые недовольные, страна вывела отстающие регионы из глубокого экономического и производственного кризиса. Чему стоит поучиться России у своего экономического партнёра?

Анатомия государственных финансов

На первый и очень беглый взгляд, бюджетная система ФРГ, словно сестра, похожа на российскую. Она включает в себя федеральный бюджет, бюджет шестнадцати земель, в том числе пяти «новых земель», присоединённых в 1990 году. Кроме того, существуют ещё бюджеты более десяти тысяч муниципалитетов, а также специальные фонды, в числе которых фонд социального страхования, в равной степени пополняемый работодателем и работниками. В ведомстве федерального правительства находятся ещё и внебюджетные фонды.

Конституцией Германии установлено два уровня государственной власти. Согласно основному закону, 16 земель являются государствами, объединёнными в федерацию. Общины же - это часть земель, несущих ответственность за наделение их финансовыми ресурсами. Основной источник пополнения бюджета - налоги. Федеральная казна формируется из налоговых отчислений на 9/10 (остальная часть приходится на доходы Центробанка и государственных предприятий), земельные бюджеты - на 7/10, общинные - примерно на треть. При этом прямые налоги - на доходы и имущество - превышают поступления от косвенных почти в два раза, в то время как в России именно косвенные налоги являются основным вкладом в бюджет.

Берлин беден, но привлекателен

Отличительная особенность немецких земельных бюджетов - горизонтальное выравнивание, в рамках которого происходит перераспределение налоговых сборов от более богатых земель, таких как Бавария или Баден-Вюртемберг, в пользу более бедных, в первую очередь «новых» - Бранденбурга, Саксонии и других. Здесь действует основной принцип немецкого федерализма: сильный помогает слабому. Главным получателем средств при перераспределении налогов уже много лет остаётся Берлин, который имеет статус отдельной федеральной земли. Ежегодно бюджет столицы пополняется более чем на три миллиарда евро.

Ещё в 2006 году бургомистр Клаус Воверайт назвал Берлин «бедным, но привлекательным» и позднее прак­тически возвёл этот слоган в ранг философии. Впрочем, зажиточные южные немцы явно не очень очарованы столицей. Правительства Баварии и Гессена, являющихся ключевыми «донорами», ещё в феврале 2013 года подали в конституционный суд Германии коллективный иск о пересмотре закона о перераспределении налогов, действующего до 2019 года. Судебное решение стоит ожидать не ранее второго квартала 2014 года, однако многие политики, в том числе премьер-министр Мекленбурга - Передней Померании Эрвин Зеллеринг, заявляли о том, что добиться подобного пересмотра в судебном порядке практически невозможно. И все же, согласно статистике, более 70 процентов немцев выступают за отмену «налога на солидарность». Несмотря на то что на востоке традиционно больше безработных, в некоторых городах на западе, например, в Рурской области (земля Северный Рейн - Вестфалия) уровень жизни ниже, чем на востоке. При этом известны случаи, когда крупные города были вынуждены брать кредит, чтобы выплатить деньги на развитие восточных земель - несколько лет назад так поступили власти Дортмунда.

Пакт солидарности

С другой стороны, возмущение восточных немцев, вызванное подобными разговорами, легко понять. В девяностые годы, после объединения Германии, начался переход от плановой экономики к рыночной, который повлёк за собой «оптимизацию» (а фактически - ликвидацию) тысяч предприятий на территории бывшего ГДР. Так, например, были навсегда остановлены производства железнодорожных вагонов завода Аммендорф, плёнки ORWO, грузовиков IFA, компьютеров Robotron, фотоаппаратов Praktiсa и многого другого. В целом в Восточной Германии исчезло около 4,4 миллиона рабочих мест, что привело к массовому переезду в другие регионы и запустению целых районов страны. Ещё в 1993 году в связи с неблагополучным экономическим положением восточногерманских земель федеральное и земельные правительства заключили так называемый «Пакт солидарности», согласно которому за 10 лет в экономику Берлина, Бранденбурга, Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт и Мекленбурга - Передней Померании была вложена сумма, эквивалентная 94,5 миллиарда евро.

За период действия второго пакта (2005-2019 годы) должны быть инвестированы еще 156,5 миллиарда евро, из которых 105 миллиардов выделены на преодоление разницы в развитии инфраструктуры старых и новых земель, а остальные 51 миллиард - на стимулирование региональной экономики, развитие транспорта и жилищного фонда, финансирование образования и науки. Главной целью проекта является осуществление гарантированного конституцией принципа «единого комфортного уровня жизни во всех регионах страны».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1256