Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Госплан, яви своё могущество

Экономика

23.01.2014 16:11

В Госдуме идёт работа над проектом закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

О важности принятия этого документа для российской экономики говорят как законодатели, так и аналитики. Скорее всего, закон примут в нынешнюю весеннюю сессию. Будем надеяться, что он станет полноценным инструментом наиболее эффективного использования национальных ресурсов.

Депутаты возвращаются к советскому опыту

Удивительно то, что в современной России до сих пор полноценное стратегическое планирование фактически отсутствует. Но это только полбеды. Те краткосрочные и долгосрочные программы, которые пишутся, как правило, не имеют ни малейшей связи между собой. Часто они абсолютно не увязаны и с бюджетными возможностями. Вспомнить хотя бы красочные планы Министерства по развитию Дальнего Востока, которые подверглись жёсткой критике президента за отсутствие внятных источников финансирования.

Сам факт возвращения к положительному советскому опыту, безусловно, радует. Тем более, им охотно пользуются за рубежом. Например, Евросоюз уже давно живёт семилетними циклами и никого при этом не обвиняет в своеобразной диктатуре. А передовыми странами, применяющими стратегическое планирование, являются США, Китай, Япония,

У нас разговоры о возвращении Гос­плана на серьёзном уровне начались в 2003 году, когда окончательно рухнули надежды на волшебную силу рыночного саморегулирования. Уже с начала девяностых годов нам без устали твердили: «Оставьте советские стереотипы. Пускай в стране умирает всё, не являющееся самоокупаемым и коммерчески эффективным. Рынок всё сам отрегулирует!»

И что же мы видим теперь? Всё то, что было общенародным достоянием, уничтожено или коммерциализировано. Российская экономика погрузилась в стагнацию. И вот, наконец, приходит понимание того, что современная рыночная экономика не может существовать без государственного регулирования. Без него мы не наполним жизнью Дальний Восток, не проведём новую индустриализацию, не решим проблему моногородов, не выйдем на должный уровень демографического развития, даже не решим проблему мигрантов. Это уже не говоря о сверхпроектах вроде нового этапа освоения космоса или Арктики.

Каркас будущего

Закон о государственном стратегическом планировании в Российской Федерации как раз и должен объединить все отраслевые и региональные стратегии в единый механизм. Кроме того, обозначить долгосрочные ориентиры для бизнеса, позволяющие снизить риски для принятия перспективных инвестиционных решений.

Сейчас в проекте закона к документам высшего уровня, опирающимся на послания президента, отнесена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая формирует приоритеты и ключевые задачи, стоящие перед страной на этот период. В документе содержится некий образ России, который должен быть достигнут к определённому времени.

В качестве примера можно привести и проект транспортной стратегии РФ до 2030 года. Более ста триллионов руб­лей будут потрачены на улучшение системы воздушного и железнодорожного транспорта. Однако приоритетом стратегии станет улучшение состояния автодорожной сети, которую необходимо вывести из режима перегрузки.

Многие скажут, что распланировать что-то на 10 лет, да ещё и в России, крайне проблематично. Однако любая стратегия - это живая материя, которая должна корректироваться в процессе осуществления. Основная идея и основные принципы стратегического планирования, как правило, консервативны. Но в условиях внешних изменений, например кризиса, они могут видоизменяться.

Главной функцией стратегического прогноза станет оценка рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности. В российской практике такого рода документ ещё не разрабатывался. Зато американское ЦРУ регулярно делает прогноз мирового развития, на основе которого готовится доктрина национальной безопасности Америки. Согласно статье 14 законопроекта, стратегический прогноз разрабатывается по поручению Президента России на период до 30 лет.

Заглянуть за горизонт

Несмотря на то что законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении, в нём ещё остаётся ряд недостатков, которые необходимо устранить. Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев отметил, что в проекте не прописана ответственность за реализацию документов стратегического планирования, напомнив, что многие принятые ранее программы так и не были выполнены.

Замечание об отсутствии санкций за неисполнение закона высказывал и первый заместитель председателя профильного комитета Михаил Емельянов. Он также указал на то, что пока единственный плановый орган страны - это Минфин. И добавил, что чисто фискальные, монетарные цели подавляют и экономику.

Учитывая значимость законопроекта, больших проблем с его прохождением в Государственной Думе, пожалуй, не будет. Во втором чтении депутаты с неизбежностью внесут уточняющие поправки, чтобы закон мог эффективно работать. Ведь, по словам председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского, этот закон поможет нам заглянуть за горизонт.

мнения

Олег Казаковцев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- В нашей стране любят часто вспоминать советский строй и советскую власть. Но этот законопроект не направлен на то, чтобы возродить что-то вроде Госплана. Здесь всё-таки другая идея, а именно - появление правовой основы для комплексной разработки государственного стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности для дальнейшего благосостояния населения. Всё это делается для того, чтобы избежать таких событий, которые сейчас происходят на Украине. Наши соседи представляют для того же Евросоюза потенциально интересный рынок, куда можно войти со своими технологиями, деньгами с целью занять определённые ниши. Поэтому в рамках решения управленческих задач возникает потребность прогнозировать и планировать будущее страны на длительные сроки.

Михаил Емельянов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

- Этот законопроект носит рамочный характер и в большей степени закрепляет практику, скорее, не планирования, а прогнозирования. Естественно, речь не идёт о возвращении абсолютного планирования, которое было в Советском Союзе, когда были жёсткие показатели, и чуть ли не в уголовном порядке преследовали за их невыполнение. Скорее, это закрепление индикативных показателей, к которым нужно стремиться. Тем не менее значение этого законопроекта очень велико, потому что за последние 20 лет планирование было предано анафеме. В результате у нас функции Госплана фактически перешли к Минфину, который, по сути, и определяет план развития страны. То есть главное не план, а финансы. Этот закон призван переставить всё с головы на ноги.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 602