Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Рождённые цифровыми выходят в Интернет

Поколение Z

19.12.2013 17:07

Аналоговые родители не могут защитить их от вредной информации в Сети

Родившихся в последние 13 лет называют поколением Z. Они не мыслят своей будничной жизни без общения в социальных сетях и онлайн-игр. Для них Интернет - как в прошлом дворовая площадка для их родителей. Как защитить «рож­дённых цифровыми» от информации, которая может причинить им вред? И поможет ли новая Концепция информационной безопасности детей закрыть пробелы в действующем законодательстве, обсуждали парламентарии и разработчики документа на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты».

Руководство к действию

Концепция информационной безопасности детей разработана Роскомнадзором совместно с экспертным сообществом, потому что применяемый на практике Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» требует поправок и дополнений. В разработке документа принимали участие учёные ведущих вузов страны. Концепция, состоящая из 20 глав и шести приложений, вызвала широкий общественный резонанс. Особенное внимание журналисты уделили параграфу документа, в котором предлагается защитить детей от порнографии, если она содержится в информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или культурную ценность. «Спасая» от возрастной маркировки полотна Рембрандта и Гойи, общественность прошла мимо более важного раздела концепции, который касается защиты детей от вредоносной информации в Интернете.

«Сегодня отсутствует эффективная система мониторинга контента, потребляемого детьми в Сети, - обратил внимание на проблему профессор Высшей школы экономики Александр Шариков. - Мы попросту не знаем, что смотрит и читает ребёнок в Интернете».

По мнению декана факультета журналистики МГУ Елены Вартановой, «аналоговые» родители не могут уследить за своими «цифровыми» детьми. «Концепция во всей своей противоречивости обнажает реальное положение дел, - считает эксперт. - Существует явный цифровой разрыв между поколениями. И основная цель документа - дать более чёткие инструкции, как именно педагогам, психологам, родителям определять степень вреда информации для ребёнка того или иного возраста».

Клип о конце света

Авторы концепции не выносят приговора «вредному Интернету», большая часть изысканий посвящена тем возможностям, которые открывает перед поколением Z глобальная Сеть. Но даже взрослый человек сегодня не в состоянии «фильтровать» обрушивающуюся на него информацию. А у детей из-за её обилия память становится неглубокой и короткой, формируется так называемое клиповое мышление. Современный ребёнок не способен удерживать внимание на уроке в течение 40 минут, как его ровесник 10-15 лет назад.

«Механизм восприятия информации ребёнком достаточно сложен, - рассказала заместитель декана факультета психологии МГУ Ольга Карабанова. - Неверно полагать, что, увидев в Интернете видеоролик, содержащий сцены насилия, ребёнок тут же станет вести себя агрессивно. А вот безобидная на первый взгляд новость может привести к неврозам. В прошлом году в СМИ активно муссировалась тема апокалипсиса, что привело к массовым обращениям к детским психологам».

Ольга Карабанова считает, что эффект от полученной информации зависит от множества факторов: семьи, возраста ребёнка, его индивидуальных психологических особенностей. Полученная информация может дать о себе знать годы спустя или вовсе не произвести эффекта.

Поэтому эксперты сошлись во мнении, что родители должны найти время и ознакомиться с данными приведённых в концепции исследований, чтобы лучше понимать, какой эффект может вызвать потребляемая детьми информация.

мнения

Людмила Бокова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества:

- Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» охватывает практически все виды информационной продукции, включая СМИ и Интернет, и определяет соответствующие санкции для нарушителей. Поправки, внесённые в закон, впервые более подробно регламентируют способы маркировки контента и описывают процедуры экспертизы «информационной продукции». Но практика применения документа вызвала ряд вопросов. На мой взгляд, помимо укрепления законодательной базы, необходимо создать и запустить программы обучения детей и родителей правилам безопасного поведения в Сети. Поддерживать порталы, аккумулирующие сведения о лучших интернет-ресурсах для детей и родителей. Также надо объяснять родителям, как пользоваться услугой «Родительский контроль».

Вадим Деньгин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

- Я считаю, что в вопросе защиты детей от вредоносной информации нужно опираться не только на законодательство, а в первую очередь на семью. Родители обязаны конт­ролировать поведение своего ребёнка в Сети. К сожалению, мы имеем дело с интернет-безграмотностью взрослого населения, мамы и папы не осведомлены, как нужно фильтровать опасный для ребёнка контент. Существует мнение, что современные дети - новое и свободное поколение, которое вправе само определять, какую информацию им потреблять в Интернете. Я с этой точкой зрения абсолютно не согласен, так как молодёжь сегодня и так теряет духовно-нравственную основу. И законодатели должны устанавливать рамки, позволяющие определять, что наносит вред психике ребёнка.

справка

Поколение Z - это все дети от 13 лет и младше. Те из них, кто уже ходит в школу, обучаются по новому образовательному стандарту, в который заложено использование компьютера и Интернета. Поколение «цифровых аборигенов» запугано информацией о терактах, маньяках, несчастных случаях, поэтому они вынуждены создавать в Интернете свой собственный мир, где они чувствуют себя свободно и безопасно. Внимание и признание они также получают в Сети. Став взрослыми, эти дети не будут принимать командного воздействия, потому что не понимают распределение ролей в команде. В будущем сделать покупку в виртуальном магазине для них будет проще, чем сходить в реальный магазин.

факт

Объём информации, которую человек в XVIII веке потреблял за всю свою жизнь, сегодня всего лишь лента крупного новостного портала за два-три дня.

Только за 2012 год было произведено и передано 2,8 зеттабайт информации. Если представить, что каждый байт - песчинка, то это в 57 раз больше, чем песчинок на всех пляжах мира.

кстати

 По данным исследования «Моя безопасная Сеть», все дети по своему поведению в Интернете делятся на пять типов. «Ботаники» ищут образовательную информацию. «Коммуникаторы» общаются, «сетевые читатели» интересуются новостями. «Игроки» увлечены онлайн-играми. «Универсалы» активно пользуются всеми возможностями Сети.

 В отличие от своих родителей цифровые аборигены почти не пользуются электронной почтой, предпочитая оставлять короткие комментарии к постам в социальных сетях или вовсе ограничиваясь «лайками». Словесная коммуникация при этом сводится к нулю.

 Исследователи пришли к выводу, что из детей-игроманов вырастают… успешные бизнесмены и топ-менеджеры.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 654