Пакет преткновения

Неделя Федерального Собрания

Предложения ФАС о радикальных изменениях в антимонопольное законодательство представители бизнеса назвали вредными

Общественные организации, объединяющие российский бизнес от малого до крупного, оказались едины в неприемлемости предложений ФАС по так называемому четвёртому антимонопольному пакету.

Координационный совет предпринимательских союзов России и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов обратились к первому заместителю председателя Правительства РФ Игорю Шувалову с просьбой отказаться от внесения радикальных изменений в антимонопольное законодательство. Координационный совет отмечает, что и после рабочих встреч с ФАС большая часть предложений и замечаний так и не учтена и проект не согласован. По мнению предпринимателей, предложения ФАС негативно повлияют на деятельность компаний любого масштаба, отрасли и формы собственности.

Предпринимательские организации и раньше высказывались против отдельных предложений Федеральной антимонопольной службы. В Правительство ФАС вносила «четвёртый антимонопольный пакет» четыре раза. Причём в последний раз законопроект был внесён с разногласиями с Мин­юстом, Минфином и Федеральной службой по тарифам и с отрицательной оценкой регулирующего воздействия от Минэкономразвития. В октябре этого года Игорь Шувалов поручил ФАС в течение месяца досогласовать законопроект с ведомствами и бизнесом и внести обратно в Правительство. Как говорили в ФАС, речь идёт в основном о юридико-технической правке. Но из письма Координационного совета предпринимателей следует, что принципиальные претензии к «четвёртому пакету» так и не сняты.

Окончательная общая позиция от всех российских бизнес-объединений была рассмотрена на заседании Координационного совета предпринимательских союзов России, состоявшемся 21 ноября. По его итогам глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, сопредседатель «Деловой России» Сергей Генералов и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов обратились к Игорю Шувалову.

Совет отмечает, что предприниматели не согласны со способом внесения поправок, которые не могут быть внесены в Госдуму путём «пристёгивания» к законопроекту, не оказывающему влияния на состояние конкуренции. Этот подход нарушает принцип неизменности законопроекта при принятии его во втором чтении. Дело в том, что предложения по «четвёртому антимонопольному пакету» у ФАС появились ещё в 2011 году в основном из не вошедших в «третий антимонопольный пакет» норм. В этом году ФАС нашла способ внести их все сразу во второе чтение в Госдуме, что само по себе вызвало возмущение многих представителей бизнеса. «Четвёртый антимонопольный пакет» был внесён ФАС как поправки к принятому Госдумой в марте 2013 в первом чтении законопроекту №199585-6 «об отмене уведомлений» при сделках по слиянию компаний. Эта небольшая поправка к Закону «О защите конкуренции» оказалась после первого чтения дополнена более чем 40 страницами предложений ФАС. По мнению предпринимательского сообщества, сделано это было с целью избежать их общественного обсуждения.

По сути «четвёртого пакета» бизнес-сообщество отмечает, что после рабочих встреч с ФАС неучтённой осталась большая часть замечаний, в том числе и совершенно неприемлемых. Среди них предложение ФАС ввести правила недискриминационного доступа для компаний, занимающих доминирующее положение, и наделение ФАС правом обязывать компании публиковать правила торговой практики. В РСПП ранее отмечали, что такое предложение противоречит Гражданскому кодексу. А в «Деловой России» считают, что введение таких правил будет на руку крупным монополистам.

При этом мнение бизнес-сообщества опирается на реальный пример. В конце 2012 года ФАС выпустила «правила недискриминационного доступа к рынку апатитового концентрата», которые потребители этого сырья назвали незаконными и учитывающими только интересы естественного монополиста — холдинга «ФосАгро». Если бы компании им следовали, то концентрат подорожал бы в 1,5-1,7 раза. Вопрос рассматривался в Высшем арбитражном суде, после чего ФАС признала, что «правила недискриминационного доступа» являются необязательными к исполнению «рекомендациями».

По мнению экспертов, принятие поправок в предложенном ФАС виде легализует попытки поднять цены на рынке апатитового концентрата. При этом введение обязательности «правил недискриминационного доступа» на законодательном уровне привело был к противоречию с нормами ВТО, которые Россия теперь обязана соблюдать.

Также среди неприемлемых для бизнес-сообщества остаются такие положения, как отмена допустимости соглашений о совместной деятельности, направленных на стимулирование технико-экономического прогресса и инвестиционной деятельности. Они, как ранее отмечали в РСПП и «Деловой России», убьют малый и средний бизнес. Кроме того, ФАС так и не отказалась от намерений получить полномочия в сфере антимонопольного контроля над интеллектуальной собственностью. Также Координационный совет отмечает, что в законопроекте остаются положения, дублирующие полномочия ФАС и Федеральной службы по тарифам в сфере контроля за порядком установления тарифов на регулируемые виды деятельности. Кроме того, ФАС продолжает настаивать на возможности признать картелем соглашения между субъектами, входящими в одну группу лиц.

Просмотров 353