День Победы в Великой Отечественной войне

14:41На бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

14:32Депутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

12:25Депутат рассказала, как в этом году проходит «Бессмертный полк»

Оливье с «золотой» картошкой

Прогнозы декабря

28.11.2013 18:52

Первый месяц зимы в российской экономике будет холодным

Говоря о декабре, невозможно не коснуться некоторых предварительных результатов уходящего года, особенно тех, которые волнуют всех. Так, мы уже знаем, что наша экономика находится в глубокой стагнации, и наступающий декабрь вряд ли что-нибудь изменит к лучшему. Прогноз Европейского банка реконструкции и развития даёт России по итогам года всего 1,3 процента роста ВВП, а это рост на уровне арифметической погрешности. Однако в ряде ключевых отраслей экономики положение и того хуже.

Застой, похожий на кризис

Речь прежде всего идёт о металлургии и тесно связанном с ней машиностроении. Если президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов достаточно мягко называет положение дел в отрасли в последние два года «фактической стагнацией», то машиностроители говорят о рецессии, то есть спаде. К этому привело снижение потребления металла внутри страны и — уже во вторую очередь — падение спроса и цен на такого рода отечественную продукцию на мировом рынке.

В результате за 9 месяцев уходящего года, по сравнению с аналогичным периодом 2012-го, произошло сокращение производства стали на 3,2 процента, а проката чёрных металлов — на 3 процента. Кстати, напомним, что «Парламентская газета», анализируя ситуацию в российской металлургии летом нынешнего года, прогнозировала возможность такого развития событий, в том числе ссылаясь на оценку положения, данную в тот момент главой Правительства Дмитрием Медведевым.

Сегодня металлурги наде­ются, что до конца года ситуацию несколько поправит увеличение заказов со стороны строительного сектора. Но насколько надёжно положение ключевой для страны отрасли (от развития которой, между прочим, во многом зависит и модернизация армии), если она вынуждена рассчитывать на одно только строительство?

Пусть старый год всё заберёт

В уходящем году продолжилась ситуация с ценами, характерная и для года предыдущего. Тогда, напомним, официальную инфляцию объявили на уровне шести процентов, хотя возмущённые эксперты с цифрами в руках доказывали: о каких шести процентах можно говорить, если на 150 групп важнейших продуктов, промтоваров и услуг массового спроса потребительские цены поднялись на 18 процентов и выше! И это в среднем, а если, к примеру, взять лекарства, то они за 2012 год подорожали на целых 40,5 процента.

Можно, конечно, предположить, что вышеуказанные шесть процентов образовались за счёт того, что совсем не дорожало или дорожало, но очень незначительно: бриллиантовые украшения, например, или, скажем, яхты? По итогам минувшего года 1-2-е места по покупкам так называемых «суперъяхт» (то есть судов длиной свыше 50 мет­ров) поделили американцы и граждане России — примерно по 14 процентов от всего объёма общемировых приобретений таких изделий.

У основной массы нашего населения подобные упражнения чиновников, выводящих на бумаге «среднюю температуру по больнице», ничего, кроме глухого — пока — ропота, вызвать не могут. Ведь и в нынешнем году цены на продукты, товары и услуги первой необходимости растут ежемесячно. Так, сливочное масло за год подорожало почти на 14 процентов, сыры — на 15 процентов.

И последний месяц года исключением стать не обещает. Так, судя по всему, в декабре ещё прибавят в цене молочная продукция, а также яйца, лук, морковь, свёкла и так далее. Что и говорить, малоприятный подарок хозяйкам к новогоднему столу. Ещё, пожалуй, менее приятно то, что картофель — наш второй хлеб, — который и так непрерывно поднимается в цене, к Новому году подорожает ещё больше. Так что любимый в народе салат оливье, который у нас без картошки немыслим, может стать деликатесным.

Чем же на праздник закусим?

Однако едва ли не самый досадный прогноз заключается в том, что любимая миллионами селёдка может подорожать больше всего. По мнению председателя Общественного совета при Росрыболовстве Александра Савельева, сельдь может к концу декабря прибавить в цене на целую треть.

Откуда же такая напасть? Тем более что по итогам года ожидается тридцатипроцентное увеличение улова сельди. Так что же это за зазеркальная арифметика получается? Рыбы больше, а цена… Можно поду­мать, что это очерёдное проявление специфики российского рынка. На самом деле всё обстоит одновременно и проще, и гораздо неприятнее. Проще — потому что никакой нетрадиционной арифметики нет, а действует самая обычная: на внутренний рынок, оказывается, поставлено всего 20 процентов от выловленной сельди, оттого-то и цена на неё устремляется вверх. А неприятнее оттого, что происходит всё как и в «лихие 90-е». Весь остальной улов по-прежнему, минуя российские порты, спокойно следует на экспорт.

Значит, у нас остаются всё те же проблемы с приёмкой и складированием в портах выловленной рыбы. Значит, ветшающую уже, наверное, не по дням, а в прямом смысле слова по часам инфраструктуру и не думают модернизировать. Ну а при таких делах закуска на Новый год, естественно, будет кусаться.

Что курс грядущий нам готовит

Если первые две декады нояб­ря рубль как-то ещё держал удар против доллара и евро, то к началу последней декады его оборона словно рухнула. Сначала курс рубля снизился по отношению к единой европейской почти до 44 с половиной за один евро, вообще достигнув минимума с 2009 года, а буквально через день и доллар «взял» своё — впервые с сентяб­ря поднялся выше 33 рублей. В последующие дни «зелёный», правда, чуть-чуть отыграл назад, но и того, что случилось, вполне достаточно, чтобы сделать вывод о слабости рубля.

Собственно говоря, «Парламентская газета» прогнозировала возможность такого развития событий в зависимости от положения дел в российской экономике по сравнению с американской и европейской. Так вот, хотя в уходящем месяце дела по обе стороны Атлантики по-прежнему можно было описать двумя словами «кризис продолжается», общее состояние нашей экономики, о котором мы говорили выше, было оценено основными игроками на валютном рынке как ещё более неблагоприятное, что и вызвало увеличение их спроса как на доллары, так и на евро.

Как будет развиваться ситуация в декабре? Опять же в первую очередь всё зависит от степени неблагоприятности (приходится употреблять уже такой термин) нашей экономической ситуации в сравнении с делами в Евросоюзе и США. Поэтому рубль может и удержаться на нынешних рубежах, а может и качнуться как в ту, так и в другую сторону. Однако дополнительно оказать влияние на курсовые соотношения может приближение больших новогодних каникул, которые определённая, пусть и незначительная, часть нашего общества традиционно предпочитает растягивать не на одну неделю и проводить их подальше от родных берегов. А это, в свою очередь, столь же традиционно повышает спрос и на «зелёные», и на евро. Что в таком случае происходит с курсом рубля, думается, понятно всем.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 575