Межпарламентская ассамблея: итоги и перспективы

Неделя Федерального Собрания

Накануне открытия очередной сессии МПА СНГ председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала о значении проделанной работы

- Межпарламентская ассамб­лея государств — участников Содружества была создана вскоре после образования СНГ, в марте 1992 года. По сути, МПА СНГ — старейший институт Содружества. Как ассамблея изменилась за это время и какие вопросы в её повестке становятся наиболее актуальными в последние годы?

- Любая организация жизнеспособна только тогда, когда она шагает в ногу со временем, адекватно отражает в своей деятельности его вызовы, веления, проблемы. Сегодня, с высоты более чем двух десятилетий успешной работы, можно с полным правом утверждать, что МПА СНГ в полной мере соответствует этим критериям.

За это время увеличилось число входящих в ассамблею стран, её деятельность стала гораздо более многообразной и продуктивной. МПА СНГ — полноправный и авторитетный участник системы сотрудничества международных организаций, с которыми её связывает около 70 соглашений. При МПА активно работают Международный институт мониторинга развития демократии, Экспертный совет Регионального содружества в области связи, ряд постоянных комиссий. В этом году приступили к работе Экспертный совет по здравоохранению и Молодёжная межпарламентская ассамблея.

Главный политический итог работы ассамблеи я вижу в том, что в немалой степени благодаря её деятельности бывшие союзные республики не разбежались по национальным квартирам, а приступили к выстраиванию своих отношений в духе сотрудничества и закона. То, что это сотрудничество носит динамичный и устойчивый характер, развивается во всех областях, дало мощный импульс интеграционным процессам — во всём этом немалая заслуга Межпарламентской ассамблеи, потому что именно МПА создаёт необходимые для этого правовые инструменты.

Важнейший из них — это, несомненно, разработка модельных правовых актов с целью гармонизации и сближения национальных правовых систем государств — членов МПА, содействие правовому обеспечению решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, адаптация национального законодательства к международным правовым стандартам, укреплению интеграции на пространстве СНГ.

За прошедшие годы ассамб­леей принято около 400 модельных законодательных актов, порядка 70 процентов модельных законов инкорпорированы в национальные законодательства. В их числе документы, нацеленные на укрепление безопасности, на борьбу с терроризмом, оргпреступностью, коррупцией. Идёт подготовка новых редакций модельных Налогового и Образовательного кодексов, Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств — участников СНГ до 2020 года. Завершается подготовка проекта модельного Инновационного кодекса для государств — участников СНГ. Больше внимания уделяется социальным и гуманитарным вопросам.

В итоге сегодня государства СНГ располагают развитыми национальными правовыми системами, которые адекватны как реалиям этих стран, так и международным правовым стандартам. Это делает наше сотрудничество устойчивым, равноправным, взаимовыгодным, позволяет странам Содружества гибко включаться в систему международных экономических и политических отношений.

С течением времени подготовка проектов модельных законов, на мой взгляд, не только не утрачивает своей значимости, но скорее возрастает. Это связано прежде всего с углублением интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Подписан договор о зоне свободной торговли, создан Таможенный союз, полным ходом идёт формирование Единого экономического пространства с перспективой его перерастания в полнокровный Евразийский союз. Приступили к работе наднациональные регулирующие органы.

Безусловно, ключевое значение в этом плане имеет политическая воля руководителей Беларуси, Казахстана, России, ясное понимание того, что в глобальном мире ускорение экономического роста любой страны достигается не протекционизмом, не изоляцией, а всё более глубоким её включением в международное экономическое сотрудничество.

Реально интеграция в рамках СНГ, как все мы видим, проходит с разной скоростью и имеет разные уровни. Поэтому, держа курс на Евразийский союз, участники этого проекта ни от кого не отгораживаются. Евразийский союз — проект, открытый для всех, тем более для стран Евразийского экономического сообщества, других государств СНГ.

- С какими международными организациями вам хотелось бы активизировать работу в ближайшие годы?

- МПА заключила порядка 70 договоров о сотрудничестве с международными организациями. В том числе с такими крупными и авторитетными, как ООН, Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент, Арабский межпарламентский союз, Межпарламентская ассамблея АСЕАН, Латиноамериканский парламент, другие парламентские и непарламентские организации. Поэтому наращивание объёмов связей для нас самоцелью не является. Наш основной критерий здесь — развитие международного парламентского сотрудничества, геополитические приоритеты входящих в МПА государств. Полагаю, что сегодня одним из таких важных для всех нас направлений является укрепление взаимодействия по парламентской линии с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

- Какой вы видите МПА СНГ через 20 лет?

- Вопрос трудный. Конечно, многое будет зависеть от глубины интеграционных процессов на постсоветском пространстве не только в экономике, но и в политической сфере, гуманитарных связях. Сегодня очевидно, что эти процессы необратимы, несомненно, они будут только укрепляться и от них напрямую зависит будущий облик МПА: её роль в политической системе Содружества, структура, полномочия, механизмы их реализации.

Уверена, что МПА сохранит своё главное предназначение института коллективной, совместной работы государств СНГ, направленной на правовое обеспечение интеграционных процессов, гармонизацию национальных законодательных систем, соблюдение прав и свобод человека.

говорят участники ассамблеи

На пути к общему законодательству 

Со времени последнего пленарного заседания МПА СНГ прошёл ровно год. Каким он был для парламентариев?

Алексей Сергеев

генеральный секретарь Совета МПА СНГ:

- В целом год был удачен. Межпарламентская ассамблея функционирует эффективно, в нормальных условиях и стала тем инструментом, который, откликаясь на общие для государств Содружества нужды, создаёт общие, модельные, правила общежития, и предлагает парламентам государств — участников СНГ ими пользоваться.

В этом году комитеты и комиссии МПА, экспертные советы разработали множество модельных законов. В области аграрной политики, природных ресурсов и экологии — «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», «Об экологическом аудите». В образовании и науке — «О научных парках», «Об общественной экспертизе», в сфере права — «О фирменных наименованиях», «О медиации (внесудебном урегулировании споров)», в области культуры и информации — «Об охране археологического наследия», «Об охране нематериального культурного наследия», «Об электронном документе».

Мы продолжали кропотливую системную работу по выработке рекомендаций по совершенствованию выборного законодательства государств — участников СНГ.

Анатолий Рубинов

председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

- Сегодня Межпарламентская ассамблея стран СНГ — это уникальная площадка для обмена мнениями и совместной работы парламентариев из девяти государств Содружества. Это самая масштабная по представительству межпарламентская организация на постсоветском пространстве. Это своего рода центр парламентского единения наших стран.

Безусловно, участие в работе МПА СНГ является для Совета Республики одним из приоритетных направлений деятельности. Мы заинтересованы в дальнейшем укреплении Содружества, раскрытии его созидательного потенциала, совершенствовании механизмов СНГ по всем направлениям совместной работы. Основным критерием в сотрудничестве наших государств является реальная степень готовности партнёров к развитию и углублению интеграционных процессов, в первую очередь — в экономической, культурной, гуманитарной и других сферах.

Основное внимание сегодня мы уделяем законодательству Таможенного союза.

Касым-Жомарт Токаев,

председатель Сената Парламента Республики Казахстан:

- На мой взгляд, МПА СНГ — это уникальная платформа межпарламентского сотрудничества и парламентской дипломатии на пространстве Содружества. За более чем двадцатилетнюю историю она заняла достойное место в системе мирового парламентаризма. Активные экономические и гуманитарные связи, взаимное переплетение коммуникаций требуют постоянной координации политики наших стран. И межпарламентское измерение играет подчас незаменимую роль, так как именно депутатам чаще всего приходится общаться и работать напрямую с населением. При этом надо помнить, что большинство проблем людей носят универсальный характер для всех стран Содружества.

Игорь Корман

председатель Парламента Республики Молдова:

- Убеждён, что межпарламентское сотрудничество является важной составляющей с высокой отдачей для развития тесных и динамичных отношений между нашими странами. Учитывая географическое расположение и, конечно, традиционные, даже исторические многопрофильные связи со странами СНГ, мы выступали и продолжаем выступать за развитие взаи­модействия с нашими как восточными, так и западными партнёрами.

МПА СНГ является одной из наи­более важных и эффективных площадок, позволяющих не только обсуждать различные вопросы, но и находить взвешенные и обдуманные решения, способствующие укреплению и развитию такого партнёрства.

между тем

28 ноября в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце состоялось шестое пленарное заседание Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. С докладом «О новом этапе развития парламентского измерения Организации Договора о коллективной безопасности» выступил председатель Парламентской ассамб­леи ОДКБ, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. Участники сессии рассмотрели также вопрос об итогах изучения военно-политической обстановки в Кавказском регионе.

государства — участники мпа снг

Просмотров 855