Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Нулевая точка развития

Первая полоса

24.10.2013 17:12

Самый сложный за последние годы - такую тревожную характеристику дал премьер-министр Дмитрий Медведев новому трёхлетнему бюджету, который будет рассмотрен Государственной Думой. Между тем Правительство уверяет: объявленная оптимизация расходов - это не урезание средств, а лишь смена приоритетов, когда одним тратам «приказано ждать», а другим дадут «зелёный свет».

Вот только у законодателей и экспертов нет уверенности, что в болезненный лист ожидания не попадут наиболее чувствительные сферы жизни - социалка, образование, культура, здравоохранение.

Проект бюджета изначально готовился на фоне активизировавшихся разговоров о стагнации российской экономики. Сумрачные заявления делали уже не эксперты, а первые лица кабмина, например глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который заявлял о худшей ситуации в экономике России со времён кризиса 2008 года. Так, вопреки планам двухгодичной давности по сбалансированному бюджету к 2015 году дефицит на указанный год вырастает до 817 миллиардов рублей (1 процент ВВП). А ведь ещё в июле прогнозировался дефицит 2015 года в объёме лишь 500 миллиардов.

Вместе с тем в 2014 году планируется, что расходы будут превышать доходы российского бюджета на 391, 4 миллиарда рублей, а в ­2016-м - на 485,8 миллиарда рублей.

Несмотря на сложность макроэкономической ситуации в стране и мире, амплитуда прогнозов впечатлила многих. В частности, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на обсуждении проекта бюджета на 2014-2016 годы в палате регионов прямо заявила: постоянные изменения ключевых макроэкономических показателей делают бессмысленным среднесрочное планирование. Вот только ошибки здесь могут иметь серьёзные последствия. В Совете Федерации проект бюджета признали «довольно амбициозным». А как ещё его оценивать, если при существующем росте ВВП в 1,8 процента тот же показатель уже в следующем году должен вырасти почти в два раза - до трёх процентов? И это притом что ранее заявлялось о приросте ВВП в этом году в 3,7 процента, в следующем в 4,8 процента.

Это стало причиной острой критики проекта бюджета аудиторами Счётной палаты. Её глава Татьяна Голикова считает, что планируемые темпы роста экономики находятся под серьёзный угрозой срыва. Так, рост доходов населения, заложенный в бюджете, невысок и явно не дотягивает до запланированного увеличения потребительского спроса.

В регионах также наблюдается раздражение - долг их перед государством растёт, а расходные обязательства только увеличиваются. Поэтому в некоторых субъектах уже призывают пересмотреть систему межбюджетных отношений.

Впрочем, есть у нового бюджета и очевидные плюсы. Один из них - заморожены тарифы естественных монополий для промышленных потребителей, а тарифы для населения решено индексировать с правилом «инфляция минус». Прогнозируемый доход от связанного с этим роста промышленного производства, по оценкам Минфина, более 430 миллиардов рублей.

Ориентирами для расходов впервые выбраны сорок госпрограмм, которые сегодня действуют в России. Опираясь на «программный принцип», власть даёт понять: государство намерено здесь навести порядок. Как говорится, давно пора - счёт перерасхода по программам всех уровней идёт уже на триллионы рублей! Логично, что стоит определить эффективность программ и проанализировать расходы по ним. Вот только как отделять «овец» от «козлищ», если до сих пор нет чётких критериев эффективности реализации той или иной госпрограммы? Нервная бюджетная ситуация складывается вокруг самых болезненных сфер общества - образования, здравоохранения, социалки, культуры. Дмитрий Медведев уже заявил, что сложность нового бюджета объясняется в том числе «огромными социальными обязательствами». Зато на оборону и безопасность планируется потратить более 2,7 триллиона рублей. Правительство хотело «смягчить удар», однако способ был выбран один из худших - предложено не индексировать зарплаты военным и силовикам. Но манёвр не удался - глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже заявил, что его коллеги намерены блокировать данную инициативу.

Не менее жёсткую позицию готовы занять депутаты из Комитета Госдумы по образованию. Его председатель Вячеслав Никонов сказал, что законодатели «будут бороться за детские сады и дополнительное образование» - на них расходы в новом бюджете не предусмотрены. Между тем Валентина Матвиенко ещё в начале октября обратила внимание Минфина: необходимо найти средства на софинансирование программы строительства детсадов. Но в консолидированном бюджете доля расходов на образование и культуру сокращается, что прямо противоречит майским указам Президента РФ. Именно это имела в виду спикер палаты регионов, когда сказала, что несмотря на необходимость сокращения расходов, есть «статьи, на которые просто не должна подниматься рука».

прямая речь

Сергей Нарышкин:

«При рассмотрении бюджета будет достаточно жёсткий разговор, потому что бюджет сложный. Достаточно сказать, что сводное заключение, которое сделал профильный Комитет Госдумы по бюджету и налогам, состоит из 348 листов. Депутаты будут настаивать на полном выполнении социальных обязательств государства, на обеспечении финансирования решений и проектов, которые содержатся в майских указах президента».

мнение эксперта

Наталья Акиндинова, директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ:

- Федеральный бюджет на 2014-2016 годы планируется практически при отсутствии возможности роста доходов - это происходит из-за ухудшения общей макроэкономической ситуации при стабильных ценах на нефть. В этой связи ограничиваются и возможности для роста расходов.

В результате сокращается удельный вес статей расходов, связанных с человеческим капиталом, таких как образование, здравоохранение. Правда, доля образования остаётся неизменной, но при этом предполагается сокращение в реальном выражении общей величины расходов на высшее профессиональное образование. То есть в бюджете прописаны достаточно жёсткие условия, приоритет отдан обороне и безопасности.

Конечно, в данной ситуации будет сложно пытаться улучшить качество или увеличить количество услуг, которые получают граждане. Скорее всего, мы будем наблюдать некоторое реформирование образования, здравоохранения, направленное на то, чтобы повышение оплаты труда, которое сейчас происходит в этих сферах, сопровождалось сокращением бюджетной сети, высвобождением части работников бюджетной системы. Граждане могут почувствовать эти изменения на себе, когда, например, одна больница будет объединяться с другой, а в небольших населённых пунктах они могут и вовсе исчезнуть.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 663