Как повысить качество образования?
Неделя Федерального Собрания
Всего четыре процента россиян уверены, что смогут получить хорошее образование. Остальные считают, что качество его существенно снизилось за последние годы. Много споров ведётся и вокруг критериев оценки эффективности учебных заведений. Эти вопросы обсудили участники парламентских слушаний, состоявшихся на Охотном Ряду.
«В современном мире будущее нации определяется её интеллектуальным уровнем, который зависит от качества образования», — сказал председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, открывая заседание. Он отметил, что ушло время, когда за границей восхищались и копировали советскую систему образования. «Но утечка мозгов из России говорит о том, что в мире всё ещё достаточно высоко оценивают нашу высшую школу», — иронизировал депутат. Вместе с тем общество неудовлетворено состоянием образовательной системы. Среди проблем высшей школы — псевдовузы, торгующие дипломами, содержание образовательных программ, система ЕГЭ. Президент дал Правительству поручение подготовить и внедрить национальную систему оценки качества образования. Пока такой системы нет и критерии эффективности образования не только не помогают совершенствовать высшую школу, но зачастую мешают жить вузам. Вячеслав Никонов подчеркнул, что в Законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу с 1 сентября, говорится о необходимости независимой оценки вузов, их общественной аккредитации. Пока же, по его словам, «очевиден перевес в сторону государственных мер контроля».
Оценку качества образования проводят и профессиональные ассоциации, но их реестр пока не создан. Чтобы новый закон заработал в полную силу, Министерству образования и науки нужно подготовить множество нормативных актов. Недавно было подготовлено два проекта постановлений — о лицензировании и о госаккредитации вузов. По словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, важную роль в оценке эффективности высшего образования играют федеральные образовательные стандарты, а также профессиональные стандарты.
Что касается оценки эффективности вузов, она по-прежнему несовершенна, считают участники парламентских слушаний. К пяти критериям оценки добавился ещё один — теперь вузы должны давать отчёт, насколько успешно трудоустраиваются выпускники. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Виктора Шудегова, критерии эффективности вузов не выдерживают никакой критики. Первый зампред Комитета по образованию Олег Смолин считает, что количество критериев нужно увеличить до 15, при оценке учитывать специфику вуза и регион, в котором он находится. Сейчас критерии таковы, что хороший вуз в депрессивном регионе в рейтинге займёт место ниже среднего московского вуза. Оценка вуза по баллам ЕГЭ поступивших абитуриентов тоже несправедлива: здесь выигрывают самые престижные вузы, а в проигрыше остаются, например, педагогические и сельскохозяйственные учебные заведения.