Все о пенсиях в России

16:00Какие выплаты положены при выходе на пенсию

15:08Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Бюджетная хирургия

Намущное

12.09.2013 15:51

Какие статьи расходов могут быть сокращены в первую очередь

О сокращении бюджета 2014 года говорят президент и премьер-министр. Всех волнует вопрос: будет ли общий секвестр на пять процентов или применят микрохирургию, удалив неэффективные федеральные целевые программы?

Радикалы из Минфина

Президент против секвестра. «Секвестр - это грубое урезание всех расходов без исключения на определённую величину вне зависимости от приоритетов. Такой ситуации у нас нет», - заявил Владимир Путин 4 сентября. А 5-го последовало прямо противоположное заявление министра финансов Антона Силуанова: «Мы предлагаем сократить расходы на 5 процентов практически по всем без исключения министерствам и ведомствам».

Минфин сделал даже более радикальное предложение: отменить с 2016 года материнский капитал. Но, натолкнувшись на жёсткое противодействие законодателей, отступил: решение, вероятно, принято не будет. Меж тем в конце августа Минэконом­развития обнародовало новый прогноз на текщий год и следующую трёхлетку, где ухудшило все основные макроэкономические показатели. Так, прогноз роста ВВП России на 2013 год ведомство уменьшило с 2,4 процента до 1,8 процента. С учётом того, что министерство ухудшает прогноз четвёртый раз подряд, приходится констатировать: расходы бюджета необходимо сокращать.

Пила и скальпель

В Государственной Думе ожидается настоящая битва за бюджет-2014. Законопроект ещё не внесён; над ним колдует Минфин. Но сроки поджимают. Бюджет должен быть подписан президентом в начале декабря, а впереди ещё три чтения плюс нулевое и прохождение в Совете Федерации. В прошлом году бюджет был внесён в конце августа, а основные параметры начали обсуждать ещё в мае.

Директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев утверждает: «Мы брали высокие обязательства, наде­ясь, что экономика будет расти. А теперь денег нет. Надо ли резать? Если нет доходов - да. Но у нас и неэффективных расходов много, есть где урезать. И мы продолжаем накапливать Резервный фонд. Отказываемся от нужных трат, но складываем в кубышку. От этого Бюджетного правила надо отказываться. А то может оказаться, что 5 процентов мало и надо сокращать на все 15 процентов».

Вряд ли законодатели откажутся от Бюджетного правила, которое они приняли лишь в прошлом году. Возможно, под сокращение попадут военные расходы. Этого очень не хотелось бы делать: основная тяжесть программы перевооружения армии на 20 триллионов рублей и без того в результате бюджетного маневра была перенесена на 2017-2018 годы. Переносить далее некуда. Пора начинать финансировать, если мы хотим к 2020 году иметь современные боеспособные и мобильные Вооружённые силы.

Режем по живому

Тем не менее эксперты не исключают, что расходы на оборону могут быть сокращены. Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин говорит: «Если ситуация будет развиваться не так радужно, как заложено в бюджетных прогнозах, то под нож пойдут и оборонные расходы. Я думаю, что это вполне реальный вариант развития событий, потому что в нынешней ситуации такие траты - непозволительная роскошь».

Но наиболее болезненным для населения, безусловно, является сокращение социальных расходов. И оно запланировано. Директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова говорит: «Я участвовала в подготовке мер и предлагала бюджетный манёвр: срезать финансирование менее приоритетных расходов. Но в итоге возобладал второй подход: найти источники экономии во всех статьях расходов. Урезание коснулось даже образования, здравоохранения и социального обеспечения».

Едва ли планы сокращения этих статей бюджетных расходов вызовут энтузиазм у законодателей. А некоторые из них без общего секвестра сократить невозможно: они являются защищёнными. Предложения Минфина пока не сформулированы, и все цифры (см. таблицу) являются неофициальными и сугубо предварительными черновыми набросками.

Тем не менее опасность сокращения социальных расходов более чем реальна. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг считает: «Когда приходит время расплачиваться за чемпионаты и олимпиады, отыгрываются на тех, у кого нет лоббистской силы, то есть на социально незащищённом населении».

Будем надеяться, что законодатели опровергнут слова уважаемого экономиста и «лоббистская сила» у народа появится через избранных им представителей. Найти и хирургически точно сократить неэффективные федеральные программы, а также определить резервы экономического роста - кропотливая работа, но это возможно. Нам предстоит жаркая осень: битва за бюджет началась.

мнения

Андрей Макаров, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам:

«Бюджет должен определить социальную защиту людей. Это основная задача. В этой связи сокращение социальных расходов считаю недопустимым. Во-вторых, это точки роста для нашей экономики. Разговор о том, что макроэкономическую стабильность можно обеспечить путём стерилизации денежной массы без реальных изменений в экономике, достаточно спорный. Мне кажется, что Министерство финансов услышало нашу позицию. Это позволит всем нам лучше подготовиться к бюджетному процессу».

Наталья Бурыкина, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку:

«Российская экономика близка к рецессии. Чтобы в неё окончательно не свалиться, надо довести деньги до реального сектора экономики. Нужно оживить банковскую деятельность. На осеннюю сессию подготовлено много новелл для банкиров: одиннадцать законопроектов будут рассматриваться в третьем чтении, в частности, о регулировании коллекторской деятельности, о потребительском кредите и другие».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1575

Ещё материалы: Павел Чувиляев