Какие проблемы, партнёр?

Первая полоса

25.07.2013 17:25

Спикер Госдумы выяснял тонкости государственно-частного партнёрства

В Кингисеппский район Ленинградской области Сергей Нарышкин приехал в минувший понедельник не случайно. Весной Государственная Дума в первом чтении приняла закон о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), сейчас вовсю идёт стадия внесения поправок. А порт в Усть-Луге — идеальное место, чтобы «потрогать руками» реально существующий проект, основанный на ГЧП, да ещё и один из крупнейших в стране.

- Масштабы того, что сделано за десять лет, поражают и вызывают радость, - поделился впечатлениями от экскурсии по порту спикер Госдумы. - Сейчас стоит новая задача — расширение мощностей и номенклатуры грузов. На примере Усть-Луги легко проследить, как действуют механизмы ГЧП.

Порт, хотя всё ещё строится, уже функционирует и с каждым годом набирает мощь. Он уже обогнал по всем показателям порт Санкт-Петербурга. Но гость желал слушать не только отчеты о достижениях. В первую очередь его интересовало, с какими проблемами сталкиваются частники и чего ждут от государства.

- Трудности есть, - признала генеральный директор «Компании Усть-Луга» Светлана Макарова. - Отсутствие закона о ГЧП не позволяет перейти к контрактным отношениям с государством. Если при строительстве порта мы заключали с Минтрансом договор, по которому нам передавались права застройщика и инвестора, то для развития прилегающих территорий совершенно непонятно, с кем подписывать контракт, кто главный. Вероятно, Минрегион, но он не обладает достаточной силой.

Застраивать соседние земли порту необходимо: по разработанному генплану, рядом с причалами и перевалочными терминалами должно развиваться производство. Ведь поступающее в огромных объёмах сырьё разумнее перерабатывать на месте, а не везти далеко. Значит, требуются деревообрабатывающие, нефтеперегонные и прочие заводы. Кроме того, нужно строить жильё для работников. Эту проблему уже начали решать: возвели четыре дома. Но этого мало: люди должны жить комфортно, а следовательно, требуется полноценный городок со всей инфраструктурой.

- Вы не поверите, но мы даже аэропорт запланировали, - сказала Светлана Макарова. - При таком объёме грузов он не помешает.

Свой Генплан

Ещё одна трудность - в ГЧП нет понятия «управляющая компания». То есть фирма, «тянущая» проект на себе, вложившая деньги, всё организовавшая и построившая, не может влиять ни на градостроительную деятельность, ни на планирование территорий. Она — никто.

- Мы, конечно, договариваемся с компаниями, которые работают в порту, но нужен законодательный механизм, - обратилась Светлана Макарова к Сергею Нарышкину. - Законодательство нацелено на точечную застройку, а когда речь идёт об огромных участках с разными видами землепользования — пробел.

- Мы разработали генплан, чтобы порт стал привлекательным, чтобы людям здесь жилось комфортно, - продолжила Светлана Макарова. - Но потом появляется ещё один инвестор со своим проектом, и мы никак не можем на это повлиять - все механизмы в руках местного самоуправления. В итоге наш будущий сити-кластер оказывается перерезан железной дорогой. Генплан сорван, наш проект останавливается.

Прозвучала и ставшая уже традиционной просьба создать благоприятные условия для бизнеса:

- Должно быть понятно, что такое приоритетный инвестиционный проект. Ясно, что он крупный и очень долго окупается. Поэтому условия для инвестора не должны ухудшаться как минимум на период окупаемости. Иначе вкладывать деньги очень трудно.

Участники совещания согласно закивали головами: как можно планировать долговременные проекты, если условия игры постоянно меняются и, как правило, не в лучшую сторону?

Дождаться осени

- Разработка закона о государственно-частном партнёрстве идёт весьма активно, - сказал, подводя итоги своей поездке в Усть-Лугу Сергей Нарышкин. - Каждую неделю собирается рабочая группа, постоянно идут дискуссии на экспертных площадках, и то, о чём сегодня говорилось, будет также доведено до экспертного совета. Нам было очень важно проанализировать Усть-Лугу с точки зрения механизмов ГЧП. Такие проекты меняют облик региона, создают много рабочих мест. Поэтому закон о ГЧП носит настолько глобальный характер, что, возможно, потребуются полноценные парламентские слушания.

По прогнозам спикера, Госдума примет законопроект уже в осеннюю сессию, так что подготовку придётся вести интенсивно.

- Решили привлечь нас к разработке закона как людей, имеющих опыт и понимание, - рассказала, выйдя с совещания, Светлана Макарова. - И я думаю, что мне удалось донести нашу проблему, когда мы делаем федеральный проект, а его может изменить любой муниципальный чиновник, и никто на него не в состоянии повлиять. Потому что по закону вся градостроительная документация — у них, ввод в эксплуатацию - на них. И непонятно, кто главный — федеральное правительство или муниципальное образование.

- Это было профессиональное обсуждение, - остался доволен совещанием Сергей Нарышкин. - Например, о том, к каким проектам должно применяться ГЧП, каковы критерии. Мы поняли, что важен статус управляющей компании и что необходимо определить ведомство, которое станет визави по отношению к УК.

Борьба с борщевиком с помощью скупки

Пребывание спикера Госдумы в Ленобласти не могло обойтись без встречи с избирателями, ведь депутатом именно от этого региона Сергей Нарышкин пошёл в парламент. Так что в администрации Кингисеппского района высокого гостя ждали: приготовили кабинет и организовали видео­связь с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко — вдруг понадобится?

Приём шёл как всегда: жители области просили выделить квартиру, устроить ребёнка в детский сад, благоустроить двор. Глава администрации Кингисеппа Виктор Гешеле докладывал, что к сентябрю просители получат всё, что им требуется.

А потом в кабинет вошёл кингисеппец Владимир Гудик. Он ни о чём не просил. У него было предложение.

- У нас проблема — борщевик, - сразу перешёл к делу Владимир. - Та программа по борьбе с ним, которую предлагает Правительство, опаздывает: пока начнут травить ядохимикатами, он уже вырос. Я предлагаю зайти с другой стороны: организовать пункты приёмки, назначить цену, чтобы люди борщевик выкапывали и сдавали. Тогда мы сможем победить борщевик, а иначе — никак.

Выслушав краткий курс ботанической экономики, Сергей Нарышкин поинтересовался у Виктора Гешеле, как работает программа по борьбе с борщевиком.

- Сейчас она выполняется за счёт областных средств, - ответил глава Кингисеппской администрации. - А предложение скупать растения у населения мы поддерживаем. Ядохимикаты - это, конечно… но работать надо комплексно, и без выкапывания корней не обойтись. Мы даже готовы софинансировать такую программу.

- В каком объёме? - спросил Сергей Нарышкин.

- Если область даст 15 миллионов рублей, мы добавим свои 2,5-3 миллиона. Но нужно не меньше пяти лет, чтобы полностью справиться с проблемой борщевика на территории Кингисеппа.

- По каким ценам вы предлагаете скупать борщевик? - обратился спикер Госдумы к автору предложения.

- Про цены я не думал, - вздохнул Владимир Гудик. - Но главное, чтобы растения покупались только с корнем и по весне. Иначе нет смысла.

Через десять минут после отъезда Сергея Нарышкина идею уже обсуждали на крылечке районной администрации. Шёл спор: начнут ли местные жители специально разводить борщевик, чтобы потом сдать государству, или удовольствуются тем, что и так растёт вдоль дорог.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 688