Правду ничто не заменит

Неделя Федерального Собрания

Вольным интерпретациям прошлого нужно учиться противостоять

Память о Великой Отечественной войне, о миллионах жертв, принесённых ради того, чтобы нынешние поколения жили в мире, - это то, что продолжает объединять народы бывшего СССР, как бы ни складывались отношения между ныне независимыми государствами. Нравится это не всем, если судить о вновь предпринимаемых попытках исказить правду о войне. О том, как противостоять фальсификациям, как добиться того, чтобы в дискуссиях на темы военного прошлого было бы больше истории, чем политики, шла речь на состоявшейся 18 июня Международной конференции «Великая Отечественная война: уроки истории, общая память и братство народов».

Принявший участие в конференции председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул особую важность отстаивания исторической правды о Великой Отечественной. «На итогах войны строится вся современная система международных отношений. Поэтому фальсификации здесь просто недопустимы», - отметил он.

По мнению участников конференции, сегодня для защиты исторической правды крайне важен диалог учёных разных стран. В нашей стране одной из авторитетных площадок для такого диалога стало воссозданное год назад по инициативе Сергея Нарышкина Российское историческое общество.

К 70-летию Победы, которое мы будем отмечать через два года, выйдет в свет военная переписка лидеров стран антигитлеровской коалиции — Сталина, Рузвельта, Черчилля, содержащая более пяти тысяч документов из британских и американских архивов. Эти документы убедительно подтверждают решающую роль СССР в победе над фашизмом, заявил сопредседатель Российского исторического общества академик РАН Анатолий Торкунов. А вот другая документальная книга о войне уже стала библиографической редкостью. «В ней содержатся статьи из американских и британских газет того времени, написанные военными корреспондентами. Поражает, что в них напрочь отсутствует политический прагматизм, который омрачал отношения союзников. Эта книга пронизана духом единения в борьбе с фашизмом», - отметила президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая.

Увы, но сегодня даже на постсоветском пространстве исторической памятью о Великой Победе всё чаще манипулируют для достижения сиюминутных политических целей. Например, праздник Победы фактически находится под запретом в Грузии. Школьники Молдавии изучают историю войны по румынским учебникам, в которых говорится, что Великая Отечественная была войной за американскую демократию. В Верховной Раде Украины (в этом государстве в войну погиб каждый второй мужчина) зарегистрирован законопроект об изъятии термина «Великая Отечественная война» из официальных документов и учебной литературы. Об этом сообщил председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Владимир Литвин. По его мнению, фальсификации направлены прежде всего на то, чтобы повлиять на самосознание нации.

Сергей Нарышкин предложил создать совместную группу учёных стран СНГ по разработке концепции преподавания истории Великой Отечественной войны в школе. «Сегодня есть возможность создать такую научную площадку, базой для которой могли бы стать национальные академии наук, ассоциации историков СНГ», - сказал он.

Вестись такая работа должна обязательно с учётом современных требований. Ведь сегодня прямая пропаганда, на что бы она ни была направлена, не найдёт отклика у молодёжи. А значит, для диалога с подрастающим поколением требуются иные средства.

Произведения о войне должны обладать такой степенью художественности, чтобы молодой читатель мог поставить и представить себя на месте своих сверстников в то время.

Делать ставку на высокохудожественные произведения о войне, безусловно, нужно, равно как и привлекать к их созданию наравне с режиссёрами и известных историков. Мысль о том, что такое сотрудничество могло бы развиваться на базе Российского исторического общества, уже звучала на одном из его заседаний. Такое сотворчество может стать плодотворным. Особенно, если в работу будут включены учёные со всего постсоветского пространства.

Кайрат Мами

председатель сената парламента Казахстана:

«Наряду с другими республиками весомый вклад в разгром врага внёс и Казахстан. На фронт было мобилизовано свыше одного миллиона 200 тысяч казахстанцев. Более 640 тысяч пали в этой войне. Для всех нас память о них священна и незабываема. Именно поэтому уроки прошедшей войны сохраняют своё значение и поныне. Никто не вправе перечеркнуть героизм советского солдата, его вклад в спасение мира от нацизма».

Виктор Садовничий

член попечительского совета Российского исторического общества, ректор МГУ:

«Под городом Ельня есть, наверное, единственный в мире памятник погибшим воинам-студентам. Здесь в первом же бою погибли 1500 ребят. К этому памятнику мы с нынешними студентами приезжаем каждый год. Здесь особенно хорошо понимаешь, что такое историческая память».

Николаус Катцер

директор Германского исторического института в Москве:

«Сегодня мы можем спорить и в чём-то расходиться в концепциях. Но при этом мысль о решающей роли Красной армии в разгроме фашистской Германии не оспаривается в научном сообществе никем.

А вот всяким непрофессиональным авторам современные цифровые технологии дают возможность для быстрой саморекламы, а иногда и для наживы на исторической неосведомлённости людей.

Из сенаторских блогов

Почему нужен ЕГЭ по истории России

В самой свежей записи в своём блоге на сайте Совета Федерации Валентина Матвиенко как бы продолжает тему, затронутую участниками конференции, посвящённой исторической правде о Великой Отечественной войне.

«20 лет наши дети учили историю по сотням, мягко говоря, небесспорных учебников, - пишет спикер Совета Федерации. - И это не могло пройти бесследно. Появилась реальная опасность возникновения разрыва в памяти поколений. Мысль о дискретности нашего национального существования (вчера было одно, а сегодня совсем другое) упорно подбрасывается с разных сторон. Уже и Великая Победа, и Гагарин — это вроде как реликты прежних времён, и нам, современному поколению, уже не принадлежат».

Валентина Матвиенко приводит определение понятия «народ», сделанное одним из выдающихся европейских мыслителей прошлого. Народ — это союз поколений во времени. Без такого союза разрушается культурно-историческое пространство страны, а вслед за этим неумолимо исчезает конкретная историческая общность людей. Вот чем чревато пренебрежение фактическим прошлым или его интерпретация. И вот почему история должна быть в ряду основополагающих дисциплин в образовании.

«Примерно месяц назад, незадолго до своей кончины, ко мне обратился с письмом наш выдающийся историк Сигурд Оттович Шмидт, - вспоминает Валентина Матвиенко. - Он писал об очень важной проблеме — необходимости подготовки высококвалифицированных кадров по региональной истории и краеведению. История своего края, соединённая с нашей общей историей, - вот что должен знать каждый вступающий в жизнь молодой человек. История большой и малой родины формирует в человеке сплав истинной гражданственности, определяющей главный вектор жизненного пути». На взгляд автора блога, предложения Сигурда Шмидта могут быть дополнены и реализованы в разных формах, тем более что сейчас в системе российского образования идёт переосмысление многих подходов. Но это ещё не всё, если говорить о конкретике. Совет Федерации намерен предложить Министерству образования ввести в разряд обязательных ЕГЭ предмет «История России». Возможно, этот предмет будет содержать элементы зарубежной истории. Это, на взгляд Валентины Матвиенко, поможет школьникам «лучше понять место нашей страны в современном мире».

http://council.gov.ru

Просмотров 552

20.06.2013 18:51