Александр УСС: Прорыв в будущее России обеспечит Сибирь
От первого лица
Минувший год ознаменовался громкими федеральными инициативами в области развития Сибири и Дальнего Востока. В феврале 2013 года X Красноярский экономический форум отметился содержательной дискуссией «Сибирь на карте мирового роста: региональное развитие в контексте глобальных изменений». Обсуждение злободневных вопросов прошло с участием председателя федерального Правительства, представителей крупного бизнеса.
Новая идеология развития
На мой взгляд, прежде чем переходить к конкретным рекомендациям, необходимо выработать новую идеологию развития обширных сибирских территорий. 2012 год дал в этом плане определённые надежды. Вначале федеральный Центр заговорил о создании корпорации развития Сибири, затем — об образовании министерства по развитию Дальнего Востока. Независимо от успешности этих проектов движение в данном направлении само по себе заслуживает положительной оценки.В первую очередь России надо дать ответ на несколько фундаментальных вопросов. Как следует осваивать богатства Сибири — преимущественно за счёт продажи сырья или с помощью создания перерабатывающих, высокотехнологичных производств? Нужно повышать уровень жизни сибиряков, увеличивать приток населения или же достаточно использовать вахтовый метод? Насколько выгодна нашей стране стратегия ускоренного развития Сибири?
Эти вопросы отнюдь не праздные — они задают тот самый восточный вектор развития России, который обозначил президент нашей страны Владимир Путин. Когда мы начинаем говорить о необходимости ускоренного развития Сибири, зачастую это расценивают как пожелание облагодетельствовать ещё один регион России. Перспективное развитие таких территорий, как Кавказ, Владивосток или Калининградская область, так или иначе увязывалось с их специфическими проблемами, и федеральные средства должны были содействовать росту благополучия регионов, решению местных вопросов. Применительно же к Сибири мы должны говорить совершенно о другом. Упор на её развитие нужен не только для того, чтобы повысить уровень жизни самих сибиряков (хотя и это, конечно, важно), но прежде всего для того, чтобы обеспечить прорыв в будущее всей России.
Речь не идёт о перетягивании финансового одеяла с Центра на сибирские регионы. И подачки нам не нужны. Необходимо совместными усилиями создать инструмент, который будет работать на страну в целом. Именно в Сибири существуют предпосылки, способные обеспечить рост производительности труда и увеличение валового продукта. Но для достижения максимального эффекта необходимо изменить саму парадигму социально-экономического развития.
Площадка для движения вперёд
Для начала определимся с терминами. Что есть Сибирь? История освоения восточных регионов России, общность стоящих перед ними проблем, самоидентификация населения, а также многие другие обстоятельства убеждают меня в необходимости рассмотрения всей зауральской России как единого макрорегиона. Деление Сибири на Восточную и Западную, обособленность Дальнего Востока — всё это затрудняет оценку проблем региона и мешает выработке адекватных решений. Таким образом, думая о перспективах Сибири, мы должны сегодня размышлять обо всей восточной части России.Каковы организационно-правовые формы ускоренного развития Сибири? Пока существуют два направления — либо через специальный федеральный институт, каковым может стать корпорация по развитию Сибири, либо через преференции территориям, скажем, за счёт изменения межбюджетных отношений. Я склонен ко второму варианту, поскольку считаю, что нельзя осчастливливать сибиряков без участия их самих. К тому же, уверяю вас, не все патриоты и мыслящие люди России живут в столице, за Уралом их тоже хватает.
Как мне представляется, федеральная власть должна видеть в сибиряках не просителей каких-то благ для себя, а людей, предлагающих реальную площадку для движения всей страны вперёд. Говоря о преференциях, я не имею в виду разовые вливания для решения сиюминутных задач. Должна быть выработана стройная идеология развития, плодом которой станет чёткая государственная политика с ясным набором конкретных действий.
Почему бы, например, не провести реформу налогообложения с переносом его акцента с места регистрации юридического лица на территорию, где оно ведёт основную деятельность? Или выделить для направления в региональный бюджет часть федеральных доходов, формирующихся за счёт налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин. При этом — подчеркну особо — мы ни в коем случае не имеем в виду банальное проедание получаемых дополнительно средств. Обязательным условием станет направление «окрашенных» денег на формирование фондов развития, прибыльно инвестирующих средства в сибирские регионы ради повышения их конкурентоспособности и уровня жизни граждан.
Возможно, стоит диверсифицировать транспортный тариф, снизив его для аграриев и производителей готовой продукции, - это позволит «заманить» в Сибирь обрабатывающие производства. Нужно вдобавок к инвестициям российских компаний привлекать сюда иностранный капитал на выгодных для него условиях, как это практикует Китай. При этом логично делать ставку на крупные международные консорциумы, чтобы у отдельных стран не возникало монопольное положение и искушение рассматривать Сибирь как свою колонию. Этот мегарегион должен стать полем разностороннего международного сотрудничества, свободной экономической зоной, притягивающей инвестиции со всего мира.
Центр стратегических разработок
Дискуссионная площадка на X Красноярском экономическом форуме рекомендовала создать центр стратегических разработок, который бы занялся планированием будущего Сибири. Штаб-квартиру этого важнейшего интеллектуального центра вполне можно было бы разместить в Красноярске, а именно в Сибирском федеральном университете. Миссия нашего вуза состоит в том, чтобы не только заниматься подготовкой квалифицированных кадров, но и вырабатывать эффективные пути развития Сибири.В работу центра стратегического планирования может включиться и старинный университет в Томске, и Сибирское отделение Российской академии наук. В конце концов, вопрос образования для нас тоже важен. Пора задуматься о создании в Сибири и на Дальнем Востоке международных университетов с преподаванием на английском языке. Превращение Сибири в мощный образовательный центр - вполне реализуемый проект, требующий куда меньших затрат, чем строительство моста на Сахалин или тоннеля под Беринговым проливом, но гораздо более важный для притяжения сюда населения, чем любой иной.
Глубоко убеждён в одном: программа предлагаемых перемен должна создаваться в Сибири совместными усилиями сибирских учёных, московских специалистов, международных экспертов. Её нельзя разработать, не выезжая за пределы Садового кольца. Развитие Сибири — это не только вопрос экономики и социальной сферы. Это вопрос геополитики. Мы должны сконцентрироваться на чётко определённых приоритетах, найти решение конкретных задач и превратить Сибирь в важнейший плацдарм для укрепления государства Российского.
Наше досье
Александр Усс
председатель Законодательного собрания Красноярского края с 1998 года, президент Сибирского федерального университета (доктор юридических наук, профессор), зампредседателя Комитета по мониторингу Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Заслуженный юрист РФ, обладатель почётного знака Совета Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма».