Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Валентина Матвиенко: Мы отошли от демографической пропасти, но не вышли из демографического кризиса

28.05.2013 13:12

Уважаемые коллеги!

1. В приветствии Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, выступлении руководителя Администрации Президента Сергея Борисовича Иванова подчёркнуто ключевое значение для страны успешной реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

2. За год, отделяющий нас от вступления Стратегии в силу, сделано немало. Конкретные результаты достигнуты на всех направлениях. Во всём этом, есть, несомненно, и вклад нашего Совета. Хочу поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за вашу активную работу, за ваше неравнодушие. Отдельные слова благодарности руководителям рабочих групп.

3. В то же время сделаны, хотя и важные, но лишь первые шаги. Пока не удалось добиться системного решения проблем детства во всём их многообразии, комплексности.

Для выработки конкретных решений на заседание нашего Совета мы вносим самые актуальные проблемы.

Вполне закономерно, что первым сегодня в повестке стоит вопрос о ходе подготовки Концепции и основных направлений государственной семейной политики. Укрепление семьи, поддержка семьи — главное в Национальной стратегии действий, её сердцевина. Поэтому от степени проработанности Концепции, от того, насколько эффективными окажутся намеченные пути решения проблем, будет прямо зависеть успешная реализация Национальной стратегии действий в целом. По сути, речь идёт о документе номер один в этой сфере.

Положительные сдвиги в демографической ситуации в стране, детствосбережении несомненны. Уровень рождаемости вырос на 15%, по вторым рождениям — на 17,5%, по третьим — на 26,3%. В минувшем году впервые за 20 лет практически остановилась естественная убыль населения. Улучшился ряд других показателей.

4. И всё же, думаю, вы согласитесь со мной в том, что говорить о коренном переломе к лучшему в демографической ситуации пока не приходится. Мы отошли от демографической пропасти, но не вышли из демографического кризиса. В самом деле, две трети российских семей — с одним ребёнком. Даже для простого воспроизводства населения требуется, чтобы показатель суммарный коэффициент рождаемости составлял порядка 2,11 — 2,15. У нас он ниже — 1,6. Это больше, чем в начале «нулевых» (1,3), но меньше, чем требуют геополитические интересы страны.

Следовательно, Концепция должна быть нацелена, заострена на продолжение и совершенствование политики стимулирования рождения вторых, третьих и последующих детей, приоритетной поддержки многодетных семей. Много делается и сейчас. Только за последнее время введена выплата ежемесячного пособия на третьего и каждого последующего ребёнка в субъектах Российской Федерации, где рождаемость ниже средней по России. Сдвинулось с мёртвой точки улучшение жилищных условий многодетных семей. Правительством РФ подготовлен законопроект, предусматривающий увеличение суммарного периода выплаты страховых взносов для женщин с маленькими детьми с нынешних 3-х лет до 4,5 лет.

Посмотрим, понаблюдаем, каким окажется кумулятивный эффект этих и других осуществляемых мер. И всё же без дальнейшего усиления поддержки многодетных семей нам не обойтись. Политики, представители органов власти, специалисты предлагают создать систему поддержания доходов таких семей с детьми, обеспечивающую сохранение определённого общественно приемлемого уровня благосостояния многодетных семей при любом количестве детей. Думаю, стоит проработать этот вопрос, отразить в Концепции основные элементы такого механизма.

5. Демографические процессы связаны не только с социально-экономическими факторами. Не в меньшей степени на них влияют глубокие изменения в ментальности людей, культуре, происходящие в современном мире. Во многих странах такие веками незыблемые ценности, как семья, материнство, дети, уступают позицию новым ценностям. Таким, как получение образования, профессиональная карьера, успешность в политике, бизнесе. И Россия тут не исключение.

В своей основе эти изменения закономерны, прогрессивны, необратимы. Но они не отменяют особой роли женщины в обществе, связанной с выполнением ею в полном смысле великой миссии — быть матерью. Поэтому наши усилия — власти, институтов гражданского общества — должны и далее направляться на создание условий, которые позволяют женщине избежать подчас нелёгкого для неё выбора между семьёй и карьерой, дают ей возможность гармонично соединять в своей жизни то и другое.

Медленно, очень медленно, но и мы встаём на этот путь. Примером может служить программа создания в течение 2013 — 2015 годов 1,2 млн. мест в детских дошкольных учреждениях. Правительство РФ выделяет на это дополнительные средства. Другой пример - постепенно расширяющаяся практика дистанционного обучения и дистанционной работы. Нам надо наращивать усилия на этом направлении, в том числе путём разработки и принятия законов, способствующих этому процессу.

6. Не менее важно и другая составляющая политики стимулирования рождаемости и детствосбережения - восстановление авторитета крепкой семьи, ценностей любви, верности, заботы о детях. Глубокого смысла исполнена трактовка Русской Православной Церковью семьи как малой Церкви. Именно здесь, в семье, закладываются духовные и нравственные основы человека, которые он пронесёт через всю жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в российском обществе растёт запрос на восстановление традиционных для России культурных ценностей, утверждение их в жизни нашего общества. В том числе ценностей, скрепляющих семью, обогащающих её нравственно, духовно, интеллектуально. Полагаю, мы должны способствовать этому повороту.

И здесь очень важна позиция, активность представителей средств массовой информации, деятелей культуры и искусства. Россия — демократическая страна, и речь не идёт о вторжении государства в духовную жизнь, принуждении людей к чему-то. Вместе с тем, я не сомневаюсь, если мы - государство, гражданское общество — подадим творческой интеллигенции внятный сигнал о нашей глубокой заинтересованности в её участии в работе по укреплению семьи, духовному росту детей, подростков, молодёжи, то позитивный отклик с её стороны последует.

7. Большие возможности в этом отношении открывает предстоящий Год культуры в Российской Федерации, объявленный Президентом России. Все мы должны как можно полнее использовать его для приобщения российских детей к духовным богатствам нашей страны, мировой культуры. И, что сейчас для страны особенно важно, - для выявления одарённых личностей, подлинных талантов среди детей России, создания условий для того, чтобы их дарования получили дальнейшее развитие. Причём независимо от места жительства и достатка семьи ребёнка.

8. Другое важное направление духовного развития детей — это книги, журналы, газеты для детей. Когда встречаюсь с учителями, работниками учреждений культуры, то всегда и везде люди говорят о том, что и изданий таких стало меньше, и цены на них для многих семей неподъёмные. В то же время массовые библиотеки, которые и в век Интернета, телевидения остаются основной площадкой, где печатное издание встречается с читателем, не имеют денег для подписки на детские журналы и газеты.

Полагаю, нам надо отразить этот вопрос в Концепции. Одновременно обращаюсь к присутствующим здесь руководителям Правительства России, министрам с призывом помочь в восстановлении финансирования подписки для муниципальных библиотек.

9. Теперь о материальных заботах. Мы практически развалили отечественную индустрию детских товаров. Уже не менее трёх поколений российских детей выросло на детских товарах, в особенности игрушек, зарубежного производства. А ведь это не только коммерция. Детские товары играют большую роль в интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии детей, их формировании как патриотов своей страны.

Недавно в Совете Федерации с участием руководства Министерства промышленности и торговли России состоялись общественные слушания. Был рассмотрен проект Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, подготовленный представителями бизнеса, общественных организаций. Документ в целом получил одобрение. Знаю, что вскоре он будет рассматриваться на заседании Правительства РФ. Рассчитываю на поддержку присутствующих здесь его представителей.

Столь же важно наладить отечественное производство продуктов детского питания, отвечающих самым высоким стандартам. Особенно специализированного лечебного питания для детей раннего возраста, а также питания для детей второго-третьего года жизни. Сейчас они фактически переходят на взрослый стол, их кормят как маленьких взрослых. А у них всё ещё иные, чем у взрослых, потребности в питательных веществах. Необходимо оперативно решать этот вопрос.

10. Сегодня трудно назвать другую тему, к которой было бы приковано такое внимание государства и общества, как вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их усыновление, поддержки детей-инвалидов. В этой аудитории нет необходимости подробно пересказывать всё, что было сделано государством, общественными организациями. Подчеркну только, что сегодня есть все основания заявить о том, что в стране сформирована взвешенная, реалистическая, чёткая государственная политика в этой сфере. В её основе Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года.

На переднем плане сейчас задача подготовки законов, иных нормативных правовых актов, целевых программ, других документов, обеспечивающих реализацию этой политики. Такая работа идёт при нашем активном участии. Государственная Дума приняла в первом чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Готовятся другие законопроекты, целевые программы, идёт мониторинг правоприменительной практики в этой сфере.

От всех нас потребуется дальнейшая работа по улучшению деятельности органов опеки и попечительства, а также правоохранительных органов в той её части, которая касается детей.

11. Центр тяжести практической работы по применению законов, осуществления стратегий, программ, проектов в рамках Национальной стратегии смещается в субъекты Российской Федерации. В ряде из них накоплен интересный опыт, мы с ним сегодня ознакомимся на примере Тульской области.

Вместе с тем все мы видим, насколько остро стоит для большинства из них вопрос о финансовом наполнении своих бюджетов. Считаю, что расходы в рамках реализации Национальной стратегии действий не должны становиться предметом экономии, подпадать под секвестр. Возможно, следует разработать специальный механизм их финансирования и исполнения, закрепить этот механизм законодательно на федеральном уровне.

Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть: наш совет не случайно совет координационный. Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей так или иначе соприкасается с деятельностью практически всех органов, структур власти федерального, регионального, муниципального уровня. Нам надо делать всё, чтобы преодолевать, ломать межведомственные барьеры, действовать последовательно, энергично, слаженно. Это главное для достижения поставленных целей.

Благодарю за внимание.

Из выступления на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы

Источник: Пресс-служба Совета Федерации

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1145

Ещё материалы: Валентина Матвиенко