Неделя Федерального Собрания
Неделя Федерального Собрания
Отрасли требуют подхода. Индивидуального
Депутаты узнали, что ждёт промышленность и торговлю в России
Развитию промышленности мешают мировой финансовый кризис и низкая инвестиционная привлекательность. Несмотря на обилие госпрограмм, ситуация в ряде отраслей оставляет желать лучшего. Как поднять промышленное производство и выжить в условиях ВТО, обсуждали депутаты и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на «правительственном часе» в Госдуме.
Министр рассказал, что в 2012 году промышленное производство выросло на 2,6 процента. Рост в обрабатывающих отраслях составил четыре процента. Наибольших успехов достигло автомобилестроение, авиастроение, радиоэлектроника и фармацевтика. Чуть меньший рост наблюдался в металлургии, химической и лесной промышленности. Особенное внимание министерство уделяло развитию оборонно-промышленного комплекса. По словам министра, в 2012 году техническое перевооружение охватило 15 предприятий ОПК, налажено производство пятого поколения вооружения. С 2013 года реализуется механизм госгарантий, активно используются механизмы государственно-частного партнёрства, особенно для формирования кадрового потенциала отрасли. В минусе лёгкая промышленность, судостроение, производство энергетического и горнодобывающего оборудования. Станки в Россию завозят из-за рубежа. Три четверти оборудования отечественных заводов нуждается в обновлении. По словам министра, в 2014-2015 годах на условиях софинансирования будет осуществлено 12 проектов по производству станков мирового уровня. Поддержку отрасли, отметил Денис Мантуров, оказывает постановление о запрете приобретения предприятиями импортных станков, если их аналоги есть в России.Особенное внимание министр обратил на отрасли, от которых зависит развитие всей промышленности в целом. Это, например, производство редких и редкоземельных металлов. «Межотраслевое влияние этого сектора очень широкое, они очень важны для технологий ОПК, атомной энергетики, космической промышленности, электроники, авиастроения», - подчеркнул Денис Мантуров. Большое влияние на инновационную промышленность оказывает рынок композитных материалов. От него зависит более 80 процентов приоритетных технологических разработок в области ЖКХ, транспорта, радиотехники, машиностроения. Ежегодный объём рынка композитных материалов в мире составляет 12 миллионов тонн - 700 миллиардов евро. Россия же по производству композитов отстаёт от других развитых государств в 20 раз.
Важнейшая часть работы министерства - торговля. Она обеспечивает 19,6 процента ВВП, десятую часть налоговых поступлений, треть рабочих мест. Денис Мантуров рассказал, что в прошлом году на 20 процентов выросла доля сетевой торговли. «Но не стоит полагать, что крупные сетевые компании вытесняют малый бизнес: он занимает половину в обороте торговли», - добавил он. Увеличивается спрос населения на экологически чистые продукты, на непродовольственные товары: электронику и одежду. Но эта электроника и одежда по большей части импортные.
О необходимости поднимать отечественную лёгкую промышленность говорили и депутаты, и аудитор Счётной палаты Сергей Рябухин. Среди первоочередных задач для министерства он наметил ускорение разработки конкурентоспособных самолётов, судов, электронных приборов, нефтехимии. Очень важно, отметил Сергей Рябухин, учитывать и фактор ВТО. Аудитор отметил, что сейчас отсутствуют методики по оценке рисков для отечественных товаропроизводителей и отраслей промышленности, несмотря на то что Правительством подготовлен план адаптации к условиям ВТО. Денис Мантуров заверил, что для каждой из отраслей будут найдены «индивидуальные подходы, алгоритмы поддержки и стимулирования их роста». Он рассчитывает на помощь депутатов в совершенствовании законодательства в области промышленности и создания благоприятной инвестиционной среды. Депутаты, в свою очередь, в ходе «правительственного часа» не раз говорили о том, что прежде всего нужно определиться с государственной промышленной политикой. «Она вроде бы сформулирована, но позвольте в этом усомниться, - сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности коммунист Николай Сапожников. - Ни закона, ни указа президента, ни постановления Правительства с таким названием нет. Есть законопроект о промышленной политике, но этот документ по воле вашего министерства с 2008 года не может пройти первое чтение.
вопрос ответ
Анатолий Локоть: «Без современной отечественной элементной базы невозможно развивать передовые технологии. Где элементная база, чтобы можно было ею воспользоваться?»Денис Мантуров:«Мы движемся в сторону улучшения и увеличения обеспеченности электронных компонентов базы наших предприятий. Только в этом году из бюджета Российской Федерации выделено около 50 миллиардов рублей на создание условий производства электронной компонентной базы. Кроме того, у нас есть целый департамент радиоэлектронной промышленности, который отвечает за эти вопросы».Ирина Яровая, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция «Единая Россия»:
Михаил Дегтярёв: «Какое видение у Минпромторга в отношении автомобильной промышленности?
Денис Мантуров: «Автомобильный рынок - один самых динамично развивающихся за последние три года. В прошлом году мы заняли второе место в Европе по объёму рынка, а это почти три миллиона автомобилей. В этом году мы должны сохранить свои позиции».
Дмитрий Коньков: «Ваше министерство рассматривает возможность разработки глобальной программы утилизации автомобилей?
Денис Мантуров: «Мы считаем, что нужно думать не только об утилизации автотранспортных средств, но и о других промышленных образцах продукции, которые выходят из строя и, соответственно, теряют весь смысл эксплуатации. Поэтому мы будем разрабатывать не только программу под автопром, которая на сегодня согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти и в ближайшее время будет внесена в Правительство».
Сергей Гаврилов: «В контексте вхождения в ВТО какие меры реально готово предпринять министерство по стимулированию производства отечественной авиатехники?»
Денис Мантуров: «Мы должны рассчитывать не только на государственный спрос, но и отвечать всем тем требованиям, которые предъявляются к авиационной технике как российскими, так и зарубежными коммерческими авиакомпаниями. Мы будем уделять внимание не только поддержке спроса, но и разработке новых современных образцов авиационной техники».
Час заявлений
Сергей Собко, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, фракция КПРФ:
«Исполнительной власти нужно помочь: принять законы «О промышленной политике», «О стратегическом планировании». Главная задача сегодня - достижение высокого уровня жизни граждан, и эту задачу невозможно решить, не модернизировав промышленность. За последние 20 лет сложилась экономика сырьевого типа. В Китае 80 нефтеперерабатывающих заводов, в России - ни одного. Что можно делать в этих условиях, когда мы не умеем модернизировать то, что нам дано?»
Дмитрий Горовцов, член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция «Справедливая Россия»:
«Сегодня перемещение грузов по России стало сложнейшей проблемой. На отечественных пунктах пропуска людям приходится сутками жить в грузовиках без нормальной еды и сна. Основной причиной отставания нашей страны в мировой торговле является неэффективная таможенная система. Инвесторы опасаются вкладывать средства в развитие транспортно-логистической системы. Нужно совершенствовать таможенное администрирование и бороться с коррупцией».
Владимир Овсянников, член Комитета Государственной Думы по обороне, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР:
«Чтобы предотвратить трагедии, подобные происшедшему в Белгороде, нужно разрешить гражданам носить оружие. Если бы это разрешили, то трагедия в Белгороде могла бы не случиться. Преступника бы пристрелили на месте. ЛДПР уже вносила законопроект, узаконивающий ношение короткоствольного оружия. Такая инициатива звучала и от ряда общественных организаций».
Законодательная власть присмотрит за исполнительной
У депутатов появится возможность контролировать формирование госпрограмм и федерального бюджета. Закон о парламентском контроле был принят во вторник в третьем чтении.
«Хочу подчеркнуть, что таких полномочий, с точки зрения парламентского контроля, у депутатов не было никогда, - отметил заместитель председателя Государственной Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев. - Самое главное, что система включает теперь и инструменты контроля за расходованием бюджетных средств. Предусматривается возможность проведения парламентского расследования по фактам грубого нарушения финансовой дисциплины в рамках исполнения федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов или распоряжения федеральной собственностью». В законе усиливаются полномочия Счётной палаты, закрепляется право депутатов обсуждать госпрограммы одновременно с Правительством и министерствами. «Профильные комитеты будут их рассматривать с точки зрения содержания», - пояснил председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров. Он подчеркнул, что для депутатов очень важна возможность участвовать в формировании бюджета, особенно учитывая то, что бюджет 2013 года будет составлен в рамках государственных программ.По словам Андрея Макарова, в этом законе одновременно было решено сразу несколько задач. Оговаривается деятельность Росфинагентства - теперь средства можно будет направлять в бюджет без его посредничества. В документе закреплён также механизм покрытия дефицита бюджета из средств Резервного фонда.
Правда, у некоторых депутатов есть замечания. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от фракции ЛДПР Максим Рохмистров отметил, что в бюджетном процессе депутаты частично вернули себе «те позиции, которые они вынуждены были уступить Правительству в период кризиса 2008-2009 годов».
Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева уверена, что полномочиями, которые Госдума вернула себе в бюджетном процессе, смогут воспользоваться только лоббисты, причём на «подковёрном уровне».
Зачем россиянину национальность
Депутаты от фракции КПРФ уверены, что в паспорте нужно по желанию гражданина указывать национальность, ИНН и группу крови. Они предложили на рассмотрение Госдумы законопроект «О паспорте гражданина РФ», однако инициатива была отклонена парламентским большинством в первом чтении.
На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства, которое опасается, что внесение в паспорт национальности вызовет общественное недовольство. Против законопроекта выступил и Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.По словам Главы комитета Владимира Плигина, законопроект КПРФ не содержит существенных новелл. «Что касается проблемы национальности, политическая практика РФ подчёркивает сдержанное отношение к установлению любых дополнительных критериев, которые бы разделяли граждан РФ», - отметил Плигин.
Меценатам разрешается помогать
Поддерживать культуру в России - дело не только государственное, но и частное. В этом уверены депутаты Госдумы. Они практически единогласно одобрили в первом чтении проект закона «О меценатской деятельности».
Нормы документа защищают как интересы самих меценатов, так и тех, кто принимает их помощь, считает один из авторов инициативы член Комитета Госдумы по культуре Мария Максакова-Игенбергс: «Этого закона давно ждут не только деятели культуры и образования, но и многие граждане, обеспокоенные состоянием музеев и библиотек, театров и учебных заведений. Потому что всем ясно, что культура не может полноценно развиваться, если единственным источником средств для неё является остаточное государственное финансирование».Главная мысль авторов законопроекта заключается в том, что каждый может внести свою посильную лепту в поддержку нашей культуры, чувствовать свою идентичность с ней, а следовательно, участвовать в формировании культурной повестки страны. По словам Марии Максаковой-Игенбергс, законопроект поддержали 50 регионов страны.
Новый законопроект предлагает включить в Налоговый кодекс нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности не только физических, но и юридических лиц. В частности, признать расходы на меценатскую поддержку в размере, не превышающем одного процента от налогооблагаемой прибыли за установленный налоговый период, и освободить государственные и муниципальные учреждения в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении переданного в качестве меценатской поддержки. Правда, выработать эффективный финансовый механизм, который будет максимально прозрачным, а следовательно, меценаты благодаря ему смогут охотнее направлять свои средства в сферу культуры и образования, планируется уже ко второму чтению документа.
Однако, несмотря на общее голосование в поддержку законопроекта, у него нашлись и противники. Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Владимир Федоткин уверен, что документ может стать прикрытием для нечестно нажитых средств. Депутат обратил внимание на то, что с экранов телевизора, в Интернете, в газетах постоянно просят деньги на культуру и искусство, обращаясь за помощью к людям. «Куда же уходят народные богатства, народные деньги?» - спросил Федоткин. Он уверен, что меценат - это человек бескорыстный, не нуждающийся в налоговых льготах.
С коллегой согласен и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Максим Рохмистров. Он заявил, что меценатство - это безвозмездная помощь.
Норма ценностью не является
Андрей Клишас рассказал о правовом значении конституции
Цикл лекций, прочитанных политиками и законодателями в ходе весенней сессии в Государственной Думе и приуроченных к 20-летию Конституции и Дню парламентаризма, завершил глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас.
В малом зале Госдумы собрались в основном студенты-юристы. Так что Андрей Клишас, ориентируясь на аудиторию, по-профессорски методично и подробно остановился и на исторических аспектах, и на правовом значении Конституции. «Для политологов это основной закон, а для юристов - это политико-правовой документ, который содержит все отрасли права». Лектор старался донести до слушателей краткие формулы того, что Конституция, в отличие от других законов, содержит множество норм-целей, регулирующих ещё не сложившиеся до конца общественные отношения.
Со времён появления первой конституции в США эксперты пытаются найти ответ на вопрос, каковы границы действия её норм? Если посмотреть на положения основного закона любой страны, то часто они сформулированы слишком широко. «Нам предоставляют то или иное право, а где границы его применения и любое ли право должно охраняться государством? - задавал вопросы аудитории Андрей Клишас. - Целесообразность той или иной нормы имеет значение или нет? Должен ли Конституционный суд учитывать политические обстоятельства или нет?» И тут же напомнил, что существуют разные модели права, например, континентальное и англосаксонское. До появления римской модели права публичное и частное не разделялось. Когда судья приезжал в английскую деревню, ему приходилось разбирать споры между крестьянами. И если богатый крестьянин понёс какой-то ущёрб, то бедняк оказывался под защитой суда - ему разрешалось не возмещать ущерб. «Так же как советское, англосаксонское право не знало разделения на публичное и частное, - пояснял Андрей Клишас казуистику правоприменительных отношений в средневековой Англии. - Ведь если бедняк заплатит богачу, он не сможет заплатить налоги и нанесёт тем самым ущерб государству».
Отвечая на вопросы студентов, Андрей Клишас рассказал и о разных подходах к роли и содержанию конституции. В США юристы любят цитировать фразу председателя Верховного суда Америки: «Конституция - это всего-навсего то, что об этом думают судьи». По мнению лектора, это хоть ёмкое, но спорное утверждение. «Если я скажу, что конституционные права и свободы действуют только в тех пределах, которые обеспечивают защиту конституционного строя, то найду много противников, - утверждает Андрей Клишас. - Но ведь это было в истории конституционного права не так давно». Советские конституции, вопреки распространённому мнению, не были фиктивными. Но права и свободы были предоставлены гражданам только в целях построения развитого социализма. Для сегодняшней политической системы такой подход не актуален.
«Норма сама по себе не является абсолютной ценностью, - изумлял ёмкими формулировками молодых юристов Андрей Клишас. - Необходимо учитывать границы её применения и пределы, в которых государство обеспечивает защиту этой нормы. Только тогда можно говорить о правовом государстве, когда оно устанавливает пределы, в которых защищает права и свободы». Подводя итог выступления, сенатор напомнил аудитории, что для правового государства, и это очень важно, обязателен понятный гражданам механизм защиты и восстановления нарушенных прав, и призвал будущих служителей права содействовать росту юридической образованности населения нашей страны.
«Запрет иметь счета в иностранных банках касается людей, облечённых высокой властью и ответственностью, которым оказана высокая честь и доверие представлять интересы нашей страны и обеспечивать реализацию национальной стратегии развития. Важно, чтобы те люди, которые принимают решения в пользу развития страны, не были зависимы от интересов других стран, связаны обязательствами, не могли оказываться под давлением в силу своих личных, коммерческих интересов».