Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Местная власть должна быть подотчётна жителям

Неделя Федерального Собрания

04.04.2013 20:15

Во Владимире в рамках семинара-совещания депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов власти регионов и муниципалитетов, главы городов, члены Общественной палаты, представители Союза городов Центра и Северо-Запада России обсудили текущие итоги муниципальной реформы. О том, на каком этапе развития местное самоуправление находится сейчас и куда нужно двигаться в дальнейшем, рассказал председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

- Можно ли говорить о завершённости реформы местного само­управления?

- Нет, конечно. Реформа местного самоуправления - понятие комплексное. Многое уже сделано, заложены системные основы, местное самоуправление стало реально действующим институтом публичной власти. Мы в значительной степени закрепили круг муниципальных полномочий. Защитили равнодоступность МСУ для жителей всех  уголков нашей страны. Добились гарантий включения граждан в общественно-политическую жизнь. Пришли к согласию в вопросах территориального устройства МСУ.

В некоторой степени продвинулись и по пути финансового обеспечения муниципальных образований. Однако в этом направлении ещё предстоит серьёзная работа. До сих пор местному самоуправлению не хватает около двух триллионов рублей. Квалификация муниципальных служащих и должностных лиц не всегда позволяет эффективно решать вопросы местного значения и развивать территории.

- По каким направлениям реформа ведётся сейчас и что предстоит сделать в дальнейшем?

- В основном работа ведётся на финансово-экономическом направлении. Изменения в бюджетное и налоговое законодательство запланировано вносить в два этапа. Первый охватывает период с 2012 по 2014 год, второй - с 2015 по 2018 год.

Для мер, включённых в первый этап, уже создана законодательная база. Местные бюджеты получили налог в виде стоимости патента от упрощённой системы налогообложения, дополнительные отчисления от сельхозналога, суммы, взимаемые в виде штрафов за нарушение муниципальных правовых актов, акцизы от ГСМ, дополнительные объекты обложения земельным налогом, отчисления от аренды и продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена. Всё это в сумме даст местному самоуправлению в период до 2016 года дополнительные 67 миллиардов рублей.

Готовится законодательное оформление второго этапа. Планируется передать муниципалитетам доходы от упрощённой системы налогообложения, а также расщепить транспортный налог между регионами и муниципалитетами с последующим зачислением в местные бюджеты платежей физических лиц. В итоге муниципальная казна пополнится ещё примерно на 190 миллиардов рублей. Намечена дальнейшая отмена федеральных льгот по местным налогам.

- В вопросе полномочий тенденция идёт в сторону их расширения или, напротив, сужения?

- На региональный уровень с 1 января переданы ранее принадлежавшие МСУ полномочия в сферах здравоохранения и образования. Это снизило финансовую нагрузку на муниципалитеты примерно на 250 миллиардов рублей.

Тем не менее перечень муниципальных полномочий велик. И это достаточно проблемные сферы: ЖКХ, общественный транспорт, местные дороги, социальное жильё, детсады, объекты культуры.

Звучат мнения в пользу изъятия из муниципальной компетенции ещё некоторых полномочий. Здесь есть о чём подумать. Например, о полномочиях по противодействию терроризму. Но ни в коем случае нельзя в этом вопросе ориентироваться на финансовую ёмкость полномочий - только на их «природу». Логика закрепления полномочий за местной властью должна строиться на принципе их соответствия муниципальной природе. Полномочия, которые лучше исполняются на местах (не в финансовом, а в организационно-управленческом смысле), должны быть закреплены за муниципалами.

- В чьих руках должны быть сосредоточены основные контрольные функции?

- Недавно состоялось заседание Совета по развитию МСУ при Президенте РФ, посвящённое данной проблеме. Были приняты важные решения по внесению законодательных изменений: предусмотрены регламентация сроков предоставления информации в КНО, запрет на запросы общедоступной информации, ограничение числа плановых проверок и упорядочивание их механизма, исключение дублирования контрольно-надзорных функций различных государственных инстанций. Будут совершенствоваться программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров и улучшаться финансирование данных программ. Запланировано провести ревизию полномочий МСУ для приведения их в соответствие с перечнем вопросов местного значения, обеспечить оказание регулярной консультативной, методической, аналитической и информационной помощи органам МСУ в нормотворчестве.

Но контрольные функции должны быть не только у госорганов. Местная власть должна быть подотчётна жителям. И здесь нам тоже следует продумать эффективные механизмы.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 901