Местная власть должна быть подотчётна жителям
Неделя Федерального Собрания
Во Владимире в рамках семинара-совещания депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов власти регионов и муниципалитетов, главы городов, члены Общественной палаты, представители Союза городов Центра и Северо-Запада России обсудили текущие итоги муниципальной реформы. О том, на каком этапе развития местное самоуправление находится сейчас и куда нужно двигаться в дальнейшем, рассказал председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
- Можно ли говорить о завершённости реформы местного самоуправления?
- Нет, конечно. Реформа местного самоуправления - понятие комплексное. Многое уже сделано, заложены системные основы, местное самоуправление стало реально действующим институтом публичной власти. Мы в значительной степени закрепили круг муниципальных полномочий. Защитили равнодоступность МСУ для жителей всех уголков нашей страны. Добились гарантий включения граждан в общественно-политическую жизнь. Пришли к согласию в вопросах территориального устройства МСУ.
В некоторой степени продвинулись и по пути финансового обеспечения муниципальных образований. Однако в этом направлении ещё предстоит серьёзная работа. До сих пор местному самоуправлению не хватает около двух триллионов рублей. Квалификация муниципальных служащих и должностных лиц не всегда позволяет эффективно решать вопросы местного значения и развивать территории.
- По каким направлениям реформа ведётся сейчас и что предстоит сделать в дальнейшем?
- В основном работа ведётся на финансово-экономическом направлении. Изменения в бюджетное и налоговое законодательство запланировано вносить в два этапа. Первый охватывает период с 2012 по 2014 год, второй - с 2015 по 2018 год.
Для мер, включённых в первый этап, уже создана законодательная база. Местные бюджеты получили налог в виде стоимости патента от упрощённой системы налогообложения, дополнительные отчисления от сельхозналога, суммы, взимаемые в виде штрафов за нарушение муниципальных правовых актов, акцизы от ГСМ, дополнительные объекты обложения земельным налогом, отчисления от аренды и продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена. Всё это в сумме даст местному самоуправлению в период до 2016 года дополнительные 67 миллиардов рублей.
Готовится законодательное оформление второго этапа. Планируется передать муниципалитетам доходы от упрощённой системы налогообложения, а также расщепить транспортный налог между регионами и муниципалитетами с последующим зачислением в местные бюджеты платежей физических лиц. В итоге муниципальная казна пополнится ещё примерно на 190 миллиардов рублей. Намечена дальнейшая отмена федеральных льгот по местным налогам.
- В вопросе полномочий тенденция идёт в сторону их расширения или, напротив, сужения?
- На региональный уровень с 1 января переданы ранее принадлежавшие МСУ полномочия в сферах здравоохранения и образования. Это снизило финансовую нагрузку на муниципалитеты примерно на 250 миллиардов рублей.
Тем не менее перечень муниципальных полномочий велик. И это достаточно проблемные сферы: ЖКХ, общественный транспорт, местные дороги, социальное жильё, детсады, объекты культуры.
Звучат мнения в пользу изъятия из муниципальной компетенции ещё некоторых полномочий. Здесь есть о чём подумать. Например, о полномочиях по противодействию терроризму. Но ни в коем случае нельзя в этом вопросе ориентироваться на финансовую ёмкость полномочий - только на их «природу». Логика закрепления полномочий за местной властью должна строиться на принципе их соответствия муниципальной природе. Полномочия, которые лучше исполняются на местах (не в финансовом, а в организационно-управленческом смысле), должны быть закреплены за муниципалами.
- В чьих руках должны быть сосредоточены основные контрольные функции?
- Недавно состоялось заседание Совета по развитию МСУ при Президенте РФ, посвящённое данной проблеме. Были приняты важные решения по внесению законодательных изменений: предусмотрены регламентация сроков предоставления информации в КНО, запрет на запросы общедоступной информации, ограничение числа плановых проверок и упорядочивание их механизма, исключение дублирования контрольно-надзорных функций различных государственных инстанций. Будут совершенствоваться программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров и улучшаться финансирование данных программ. Запланировано провести ревизию полномочий МСУ для приведения их в соответствие с перечнем вопросов местного значения, обеспечить оказание регулярной консультативной, методической, аналитической и информационной помощи органам МСУ в нормотворчестве.
Но контрольные функции должны быть не только у госорганов. Местная власть должна быть подотчётна жителям. И здесь нам тоже следует продумать эффективные механизмы.