Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Полёты без барьеров

Обсуждаем законопроект

21.03.2013 20:27

Люди с ограниченными возможностями получат равные права с остальными авиапассажирами

Полтора года назад я стала невольным свидетелем некрасивой сцены. «Что хотите себе заказать? - строго спрашивала молодого парня в инвалидной коляске сотрудница справочной аэропорта Шереметьево с обязывающей вывеской «Персональный помощник». И, не выслушав ответа, продолжила: «А, у вас инвалидное кресло! Надо нас за сутки предупреж­дать. Кстати, авиа­компания, которой летите, в курсе, что вы не можете ходить?»

Неудобные вопросы

Но скоро задавать такие вопросы пассажирам с ограниченными возможностями, к счастью, перестанут. Согласно поправкам в Воздушный кодекс России, которые депутаты планируют рассмотреть в весеннюю сессию, права инвалидов при авиаперелётах уравняют с правами других пассажиров.

Сейчас, согласно действующей статье 107 кодекса, перевозчикам разрешено отказывать пассажиру в покупке билета в связи с состоянием его здоровья, которое требует создания для него особенных условий или угрожает безопасности его и окружающих. Аналогичный дискриминационный подход соблюдается и в Федеральных авиационных правилах, где прописаны обязанности инвалидов, но никак не перевозчиков. В частности, инвалиды должны пользоваться услугами сопровождающего лица, а также всякий раз согласовывать свою перевозку с авиакомпанией. А те, в свою очередь, могут снять с рейса пассажира-инвалида без объяснения причин, так как его перевозка действительно требует специальных условий.

И вот теперь в рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов, а также подготовки транспортной инфраструктуры к проведению зимних Параолимпийских игр в 2014 году в Сочи депутаты Госдумы внесли законопроект, исключающий дискриминацию пассажиров с инвалидностью при пользовании воздушным транспортом. Кстати, первая редакция документа появилась в Думе ещё в 2011 году. Тогда же Генеральная прокуратура и региональные транспортные прокуратуры провели масштабные проверки аэропортов страны и наказали нарушителей. За прошедшие полтора года ситуация в столице и ряде аэропортов крупных городов наладилась. Остальные — пока лишь на пути к решению проблемы.

Маломобильные лица

Например, в аэропорту Домодедово зоны прилёта и вылета международных и внутренних линий теперь оборудованы просторными лифтами и специальными стойками регистрации. При необходимости для доставки на борт воздушного судна используется специальное оборудование — амбулифт. А в аэропорту Шереметьево установили телефонные аппараты с увеличенной громкостью, совместимые со слуховым аппаратом, и оборудованные клавиатурой со шрифтом Брайля. Есть даже специальный зал ожидания «Сириус» для пассажиров с ограниченными возможностями. По уровню комфорта он соответствует бизнес-классу. Услуги бесплатные, но о своём визите надо сообщить за 72 часа до полёта.

Законодатели хотят добиться, чтобы аэропорты страны всегда были готовы принять пассажиров с ограниченными возможностями. В документе чётко дано определение понятию «маломобильные лица». Перечислен перечень услуг, которые должны бесплатно предоставляться пассажирам этой категории в аэропорту и на воздушном судне и которые перевозчик не вправе относить к особым условиям перевозки. В дополнение к этому прописаны требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающим их доступность для маломобильных пассажиров и обучения авиационного персонала по их обслуживанию. Также законопроект уточняет требования к обязательному набору услуг для пассажиров-инвалидов.

Доступная среда

Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Евгений Москвичёв, поддерживая законопроект, напомнил, что в России живёт около 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, а это — почти 10 процентов населения. И формирование «доступной среды» - одна из основных задач государства в социальной сфере. Люди с какими-либо ограничениями, как и все граждане России, должны иметь возможность пользоваться любым видом транспорта, в том числе и воздушным. По словам депутата, изменения в Воздушном кодексе позволят преодолеть разрыв между нормативно-правовой базой и понятием «справедливого устройства общества».

Глава российского Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков считает, что «нынешнее положение инвалидов при перевозке любыми видами транспорта — позор для государства, дискриминация сотни тысяч граждан страны и нарушение международных обязательств».

И новаторство документа состоит в жёсткой фиксации на уровне федерального закона взаимных прав и обязанностей пассажира и перевозчика.

Правда, пока, согласно официальному отзыву Минтранса, законопроект возлагает на перевозчиков невыполнимые по объективным причинам обязанности и не предусматривает механизма его реализации. Хочется надеяться, что ведомство поможет депутатам выявить и устранить упомянутые «невыполнимые» требования ко второму чтению.

мнение

Михаил Терентьев

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов:

«После первого чтения нашего законопроекта Министерство транспорта и Государственно-правовое управление Президента РФ высказали нам ряд замечаний. На протяжении осенней сессии уже несколько раз собиралась специально созданная рабочая группа для обсуждения и устранения спорных моментов этого документа. На сегодня осталась лишь одна несогласованная с Минтрансом позиция: невозможность отказа со стороны авиакомпании маломобильному пассажиру в приобретении билета в связи с тем, что отсутствуют те или иные технические средства для обеспечения его перевозки. Ведомство считает эту норму избыточной.

Одно из главных достижений документа — чёткое разделение понятий «инвалид» и «больной». В законопроекте прописано, что авиакомпания, оформляя билет, не имеет права требовать у человека с инвалидностью справки, подтверждающей инвалидность, как это иногда происходит сегодня. При этом никто не запрещает авиакомпании и сейчас, и потом требовать от любого пассажира медицинские документы, если этот пассажир с медицинской точки зрения представляет опасность для других пассажиров, например болен опасным вирусным заболеванием. Мы настаиваем, что инвалидность - это не болезнь, а состояние человека, которое требует повышенного внимания к нему и со стороны аэропортовых служб, и со стороны перевозчика».

кстати

Согласно официальному ответу нашему изданию Генеральной прокуратуры и Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в 2011 году было зафиксировано 94 случая нарушения прав инвалидов при авиаперевозках, а в 2012 году - всего три. Два из них получили широкий общественный резонанс. В апреле 2012 года авиакомпания «Владивосток Авиа» отказалась пустить на борт самолёта девушку-инвалида, которая должна была вылететь из Москвы в Улан-Удэ. В октябре 2012 года группа инвалидов-колясочников, планирующих вылететь из Москвы авиакомпанией AirBerlin, также осталась на земле. Причиной этому послужило превышение возможно допустимого количества инвалидов на борту самолёта, что противоречит правилам безопасности полётов авиакомпании. Спустя почти сутки делегация вылетела «Аэрофлотом». По словам представителя этой авиакомпании Ирины Данненберг, всё зависит от позиции конкретного перевозчика. «Аэрофлот», например, может взять в полёт несколько десятков инвалидов-колясочников. Существуют правила, согласно которым инвалидов-колясочников должно быть не больше, чем здоровых пассажиров. В правилах другой авиакомпании - «ЮТэйр» - вообще нет никаких ограничений, касающихся количества инвалидов-колясочников на борту самолёта. Но, по словам пресс-секретаря «ЮТэйр» Елены Галановой, люди с ограниченными возможностями до полёта должны уладить все формальности. Она отметила, что авиа­перевозчиков в связи с возможным принятием закона беспокоит ряд вопросов. В том числе моральные обязательства членов экипажа по эвакуации инвалидов, заведомо не способных к самостоятельной эвакуации, финансовые риски, связанные с высокой вероятностью гибели инвалидов, не способных к самостоятельной эвакуации, в случае серьёзной аварийной ситуации необходимость оказания некоторым категориям инвалидов помощи медицинского характера, а также ситуации, требующие от членов экипажа физической силы и навыков подъёма тяжестей. 

Читайте нас в Telegram
Просмотров 520