Отечественному производителю пропишут законопроект
Неделя Федерального Собрания
Промышленность ожидает поддержка по отраслям и стратегическое планирование
Без современной конкурентоспособной промышленности наша страна не сможет войти в число передовых мировых держав, убеждены члены Комитета Государственной Думы по промышленности. По их инициативе разработана новая редакция закона о промышленной политике. О том, каким образом предлагается ускорить модернизацию промышленных предприятий, шла речь на круглом столе, состоявшемся в пресс-центре «Парламентской газеты».
Промышленники получат «дорожную карту»
Законопроект о промышленной политике имеет очень непростую судьбу. Он был внесён в Государственную Думу ещё в 2008 году. Комитет по промышленности вёл большую работу по согласованию своих позиций с Правительством, но консультации закончились ничем. Минпромторг, который тогда возглавлял Виктор Христенко, законопроект не поддержал.
Однако в связи с вступлением нашей страны в ВТО ещё более остро встал вопрос о необходимости комплексных законодательных мер по защите отечественного производителя. Это обстоятельство, а также экономические реалии последних лет были учтены авторами при разработке нового законопроекта «О промышленной политике РФ», который планируется внести в Государственную Думу в эту весеннюю сессию.
С начала года наша промышленность потеряла 142 тысячи рабочих мест, а бюджет - около 500 миллиардов рублей доходов. Председатель комитета Сергей Собко считает, что пессимистические прогнозы по поводу вступления России в ВТО начинают сбываться и законопроект сегодня актуален как никогда. «Важно, чтобы закон о промышленности был не просто декларацией о намерениях, а представлял собой основу общественного осознания и понимания, что же мы хотим от нашей промышленности на ближайшие годы», - полагает депутат.
В свою очередь, заместитель председателя комитета Павел Дорохин видит своевременность законопроекта в том, что документ предлагает новые ответы на вызовы времени: «Законопроект должен стать «дорожной картой», по которой будет в дальнейшем развиваться отечественная промышленность», - подчеркнул он.
Проект федерального закона о промполитике вменяет в обязанность Правительству утверждать и ежегодно корректировать Программу развития промышленности Российской Федерации. Она готовится на основе утверждённой Программы социально-экономического развития РФ с учётом таких основополагающих документов, как Стратегия национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Основы военно-технической политики РФ и других подобных документов.
Согласно документу, ответственность за подготовку и исполнение Программы возложена на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Оно должно будет готовить ежегодный доклад о реализации Программы развития промышленности РФ, который каждый год будет заслушиваться и утверждаться Государственной Думой.
Важнейшей новеллой законопроекта являются закреплённые в нём требования к содержанию доклада. Как подчеркнул Сергей Собко, «он должен содержать не информацию о потраченных бюджетных средствах с привязкой к мероприятиям, а конкретные результаты развития отраслей промышленности: рост производства в количественном и стоимостном выражении по отраслям, достижение мирового уровня по образцам продукции и технологиям, об изготовленном, закупленном и установленном оборудовании, о запуске новых технологических линий и построенных заводах».
Отраслей много, а бюджет один
Во время обсуждения на круглом столе возник и вопрос о том, какие отрасли промышленности сегодня нуждаются в поддержке в первую очередь. Законопроект содержит классификацию, согласно которой они будут поделены на группы в зависимости от степени отставания от мирового уровня, важности для экономики и безопасности страны.
По замыслу авторов законопроекта отнесение какой-либо отрасли к той или иной группе будет осуществляться постановлением Правительства. За каждой отраслевой группой будет закреплён свой набор макроэкономических мер поддержки, которые должны быть введены в бюджетное, налоговое, таможенное законодательство, а при необходимости, в другие кодексы, а также в другие федеральные законы.
«В противном случае наступит промышленная деградация», - считает председатель Комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты Валерий Платонов. Он привёл цифры, согласно которым за последние пять лет количество компаний по переработке сырья сократилось на 19 процентов. А компаний, занимающихся производством машин и оборудования, - на 39 процентов.
Если махнуть на это рукой и по-прежнему надеяться на то, что мы всё необходимое сможем купить в Америке или Европе, это будет угрожать напрямую национальной безопасности государства.
Сергей Собко привёл пример тревожного состояния дел в ракетно-космической отрасли. «Сама по себе серия неудачных запусков не является катастрофой, ведь ракеты падали и у Королёва. Дело в причинах: у Королёва они падали, потому что всё разрабатывалось впервые, следовательно, ошибки были неизбежны. А вот современные российские ракеты падают потому, что в них ставят контрафактные микросхемы», - считает он. Причины на поверхности: сегодня в России практически уничтожена радиоэлектроника, нет своей элементной базы.
Вместе с тем возражения оппонентов законопроекту, а они в основном звучат со стороны Минфина, сводятся к следующему: если в поддержке нуждаются все отрасли, где взять столько бюджетных средств? По мнению авторов законопроекта, ответ кроется в правильной государственной политике: если на пять лет освободить ввозимое предприятиями оборудование (в первую очередь, связанное с металлообработкой и станкостроением) от налога на имущество, это будет способствовать выпуску конкурентоспособной продукции и через добавленную стоимость дальнейшему пополнению бюджета.
Государство оставаться в стороне не вправе
Идея государственного планирования промышленной политики вызвала у журналистов немало вопросов: значит ли это, что возвращается система планового хозяйства советского период? Какую роль будет играть в системе государственных органов Национальный промышленный совет, о котором идёт речь в законопроекте? Согласно законопроекту, Национальный промышленный совет должен стать общественным органом, представляющим интересы субъектов промышленной политики. Новый закон должен закрепить задачи деятельности данного совета, среди них основными являются: привлечение субъектов промышленной деятельности к выработке и реализации промышленной политики, участие в разработке концепции промышленной политики.
А вот меры государственного протекционизма в промышленности, так или иначе, необходимы. Кстати, в других странах они давно уже используются. Например, в Японии государством контролируется выпуск 26 тысяч видов продукции, в Германии — 18 тысяч видов продукции внесено в реестр госзаказа. Есть стратегическое промышленное регулирование в США и Швеции.
«Необходимо определить направления в реальном секторе экономики, где мы могли бы выйти на мировой уровень и предлагать миру интеллектуальный продукт высокого передела. Эти вопросы рынок не отрегулирует, это задачи Правительства», - считает Сергей Собко.