Школа для практиков, или Откуда берутся мифы про пэтэушников

Социум

Кабинет химического анализа Политехнического колледжа №39 не уступает научной лаборатории в Сколково.

В центре аудитории - исследовательская зона с уникальным оборудованием, благодаря которому можно определить состав любого вещества или продукта. Учащиеся четвёртого курса под руководством преподавателя исследуют продукцию известной косметической компании. Полученные данные они обработают при помощи специальной компьютерной программы и после подготовят заключение, которое, скорее всего, будет сильно отличаться от аннотации изготовителя. Это уникальное учебное заведение: здесь готовят специалистов по аналитическому конт­ролю качества химических соединений. На последнем курсе каждый из них уже знает, где будет работать. Начальная зарплата выпусника около 40 тысяч рублей. Это выше, чем зарплата начинающего экономиста. О юристах и говорить нечего. Большинство «свежих» обладателей таких дипломов не берут в юридические конторы даже на должность помощника.

«Неудачники» в спецовке

До сих пор многие думают, что в техникумах или ПТУ (так раньше назывались учреждения среднего профессионального образования) учатся лишь те, кто не тянет программу десятилетки и по кому плачет районная комната милиции. Лет двадцать назад так оно во многом и было, но за последние годы система профобразования сильно изменилась. Сейчас колледжи оснащены не хуже современных предприятий и выпускают «штучных» специалистов. Однако негативное отношение к среднему специальному образованию не спешит меняться и образ выпускника колледжа - человека в рабочей спецовке - по-прежнему вызывает ужас у среднестатистического родителя. Лучше плохонький, пусть платный, но вуз - решают они за своих детей.

Спрос определяет предложение

Новый закон об образовании фактически уравнивает колледжи с вузами. «Начальное профобразование становится первой ступенью на пути к будущей профессии, - поясняет председатель Комитета Государственной Думы по образованию Александр Дегтярёв. - И дело не в смене вывески, а в принципиально ином содержании работы. Школьники, выбравшие колледж, получат достойное образование, профессиональные навыки и соответствующие квалификационные документы».В том, что современным учреждениям профобразования под силу воспитать не только квалифицированные рабочие кадры, но и будущую рабочую аристократию страны, обозреватель «Парламентской газеты» убедился, побывав на кафедре радиоэлектроники колледжа №39. Трудно поверить, но самого известного в колледже ученика, лауреата Всероссийского конкурса изобретателей Викентия Чуйкова после девятого класса чуть не выгнали из школы. В колледже выяснилось, что у Викентия есть изобретательская жилка - и он стал одним из лучших учеников курса. Вместе с учащимися других курсов разработал модель шагающего робота-пожарного.

Побывав на других кафед­рах, я пришла к выводу, что всё чаще студенты поступают в колледж не от «безнадёги», а чтобы получить востребованную специальность. Например, студентка четвёртого курса Ольга Кириллова, чтобы стать технологом по производству полимеров, приехала в столицу из Волгограда. «Полимеры - это основа пластмасс, которые используются во многих областях, начиная от бытовых изделий и заканчивая космической отраслью», - просветила меня девушка.

Будущее - за рабочими кадрами

«В профессиональном образовании спрос определяет предложение, - говорит заместитель директора колледжа Татьяна Стрелкова. - Работодатели формируют заказ - какие специалисты нужны, а в каких нет необходимости, и принимают участие в разработке учебных программ».По данным Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования, в прошлом году 20 процентов московских школьников сделали выбор в пользу среднего профессионального образования. Для сравнения: три года назад в колледжи поступали всего восемь процентов выпускников. «Средняя зарплата представителей рабочих специальностей, - приводит пример исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович, - 40 - 45 тысяч рублей. Но в некоторых коммерческих фирмах тот же электрик зарабатывает около 80 тысяч рублей». Пока на рынке труда, по мнению Марка Аграновича, переизбыток специалистов с высшим образованием, но со временем, убеждён он, ситуация будет меняться. Уже сейчас многие работодатели понимают, что им легче «вырастить» инженера из рабочего, чем брать неопытного специалиста, который знаком с производством только теоретически.

личный опыт

Светлана Максимова, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам:

«Мне в жизни очень пригодилось среднеспециальное образование. В Новоузенском зооветтехникуме была прекрасная животноводческая база, благодаря чему я получила не только знания, но и ценные практические навыки. Окончив техникум с красным дипломом, устроилась ветврачом на крупнейший в стране Энгельсский мясокомбинат. Затем, уже будучи директором подсобного хозяйства, поступила в сельхозинститут, но начальник не отпустил меня на сессию: «Дипломированных специалистов у меня хватает, а работать некому». За всю жизнь я ни разу не сталкивалась с предвзятым к себе отношением. Это миф, что без высшего образования человек ничего не добьётся в жизни. Меня, к примеру, назначали на руководящие должности гораздо чаще, чем моих коллег, окончивших вуз. Отсутствие «корочки» о высшем образовании не помешало мне возглавить Союз фермеров Тверской области, стать депутатом Госдумы.

Сейчас большинство выпускников сельских школ, как и я в своё время, поступают в профучилища или техникумы, получают специальность, которая позволит им достойно жить и обеспечивать свою семью. А вот если такого училища поблизости нет, молодые люди перебиваются случайными заработками или едут в город, где их судьба складывается не всегда удачно. Вот почему государству необходимо сохранять и развивать систему среднеспециального и профессионального образования».


Просмотров 85

28.02.2013