Иди и смотри!

Культура

Культурный уровень школьников должны повысить шедевры отечественного кинематографа

Минкультуры и Минобрнауки заканчивают обсуждение списка 100 знаковых отечественных кинофильмов. Когда чиновники определятся, в школах страны введут особый факультатив, на котором ученики будут иметь возможность посмотреть кино. Как относятся к инициативе властей подростки и их родители?

11.00. Воскресенье. В фойе кинотеатра «Родина» ни души. Ближайший фильм «Охотники на ведьм» начнётся в 11.30. В 12.15 пойдёт голливудская экранизация «Анны Карениной».

Зрителей заманивают афиши премьер. «Он всё ещё мёртв, но сердце снова бьётся», – «кричит» слоган картины с пикантным названием «Тепло наших тел». «Раскрыть тёмные тайны» обещают создатели фильма «Прекрасные создания». «У закона есть пределы, у него их нет», – нахваливает главного героя баннер «Джека Ричера».

– Зря улыбаетесь, – качает головой сотрудник кинотеатра, – только фэнтези, боевики и ужастики аншлаги собирают.

В 11.10 в кинотеатре появляются компания – четверо подростков 14 лет. Они внимательно рассматривают протянутый мною список, на лицах появляется недоумение.

– Что за фигня? Одно «старьё». И мы должны будем это смотреть? Да ещё в свободное время, после уроков! – возмущается один из них.

Самый ранний из предложенных подросткам шедевров – «Месть кинематографического оператора» Старевича – датирован 1912 годом. Самый поздний – «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова – 1994-м. Кроме того, в список вошли картины «Александр Невский» и «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, «Иваново детство» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года» Михаила Ромма. «Это не список лучших фильмов, это срез кино как важнейшей части современной культуры. Нам бы хотелось, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство развивалось», – подчеркнул министр культуры Владимир Мединский.

У школьников, как выяснилось, свои аргументы.

– Нет уж, мы с родителями давно договорились: я честно читаю книги, что в школе задают, а они мне разрешают смотреть любые фильмы. Сейчас я пришёл на «Охотников на ведьм», – говорит 13-летний Роман Озеров.

Вообще-то в афише указано: этот фильм рекомендован к просмотру с 18 лет. Но ни работников кинотеатра, ни подростков подобный нюанс не смущает. В 11.15 у касс появляется небольшая очередь, состоит она в основном из подростков. Билетами им удаётся разжиться без проблем.

– У нас тут в жизни заморочек с кассирами не было. Ходим на все фильмы, какие хотим, – просвещает меня Роман.

…С большим недоумением рассматривает список и 15-летняя Елена Демина.

– «Бриллиантовую руку» и «Айболита-66» смотрела, – наконец заключает она. – А ещё «Илью Муромца». Его, по-моему, все видели…

– Точно? «Илья Муромец» – не мульт­фильм, а кино 1956 года, – уточняю я.

– Правда? Тогда нет, не смотрела, – смущается школьница.

Против нового факультатива Елена не возражает, но только в том случае, если его запустят вместо какого-нибудь урока.

…Ближе к полудню у касс появляются взрослые. Именно их, а не школьников интересует американская «Анна Каренина». В том, что детям понравятся предложенные фильмы, сильно сомневаются и они.

– Практически все фильмы из этого списка смот­рел, но я ведь вырос в другой стране – в СССР,­ – говорит Евгений Калашников, отец 12-летней Насти. – Без специальной подготовки наши дети их просто не поймут, это будет напрасно потраченное время. Подготовку же надо начинать не с организации каких-то факультативов, а с серьёзной корректировки телевизионной программы, чтобы дети могли смотреть такие фильмы дома, вместе с родителями. Пока же там показывают сплошную «расчленёнку».

МНЕНИЯ

Евгений Ямбург

доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109:

«Для того чтобы ввести такой курс, нужны специалисты, которые хорошо знают и любят кино. Найти их большинство школ не смогут. Сегодняшний учитель должен составлять немыслимое количество отчётов, у него и так времени в обрез, а тут придётся осваивать новую тему. У большинства педагогов на это не будет ни сил, ни желания.

Конечно, детей надо учить смотреть хорошее кино, но это огромный труд. После «Аватара» им едва ли понравится «Аэлита». Способность понимать сложные метафорические картины требует хорошей «гуманитарной подкованности»: кино – искусство синтетическое. А в школах идёт «обратный процесс» – нам сокращают количество часов, отведённых под мировую художественную культуру, и вводят три урока физкультуры. Давайте посмотрим, что показывают в кинотеат­рах, – одну «попсу».

Сам список – отдельная тема. Почему он заканчивается 1994 годом? С тех пор что, никаких стоящих картин не снималось? Зачем для подобных факультативов вообще нужен какой-то перечень? Если учитель любит и понимает кино, он сам решит, когда и какие фильмы детям нужно показывать. Со­образит он, и как эти фильмы «преподнести». К примеру, несколько лет назад мои ученики смотрели «Аватар», восхищались. Сходил я и посмотрел этот фильм. Технологии там, конечно, блестящие, идеи правильные. Но на вопрос учеников: «Как вам?» – ответил: «Скучновато». И объяснил: сначала я «видел» эту идею в книге Стругацких «Трудно быть богом», потом об этом же, но гораздо сложнее и серьёзнее снял фильм «Солярис» Тарковский. Понятно, что детям сразу захотелось этот фильм посмотреть. Я же их предупредил: «Учтите, я в вашем возрасте был глупее вас и понял фильм с пятого просмотра. Вы, наверное, поймёте со второго». «Мои» ушли смотреть. Через две недели приходят родители, начинают благодарить. Я удивляюсь: «За что?» А они: «Вы знаете, у нас с детьми впервые появились общие темы для разговоров».

Виктор Шудегов

заместитель председателя Комитета­ Государственной Думы по образованию:

«У меня рождается подозрение, что это некий коммерческий проект. Кто и на каком основании выбирал фильмы для перечня? Как эти картины будут в школы попадать – скачиваться из Интернета, где-то заказываться или целенаправленно закупаться? Из чьего кошелька будет ведение этого факультатива финансироваться? Почему мы вообще заговорили о фильмах? Давайте вслед за этим составим список «100 театральных спектаклей для школьников» и введём ещё и такой факультатив.

На мой взгляд, внедрить задумку в жизнь будет очень не просто. Нагрузка на школьников, особенно старших классов, и так ложится запредельная – их день расписан по минутам. Так что нам придётся задуматься о том, вместо какого предмета мы собираемся ставить этот курс, посещение факультатива ведь тоже требует времени и сил».

Просмотров 271