Свой среди своих

Неделя Федерального Собрания

Стратегия государственной национальной политики научит россиян не конфликтовать друг с другом

Новый предмет – «Национальная политика», возможно, скоро появится в наших школах. Подростки узнают о многообразии культуры народов, проживающих в России, об их истории, обычаях, традициях.

А при президентском Совете по межнациональным отношениям появилась новая структура – Комиссия по конфликтологии. Она возьмёт под контроль ситуацию в регионах, где вероятно обострение межнациональных отношений.

Таким образом, будет определён вектор государственной национальной политики, основные положения которой изложены в стратегии. Документ подписан Президентом на этой неделе. Решён вопрос и с финансированием: депутаты Государственной Думы внесли ряд соответствующих поправок при принятии бюджета-2013.

О создании новой комиссии стало известно спустя несколько дней после оглашения Послания Федеральному Собранию Президента Владимира Путина, который в своей речи не раз останавливался на вопросах развития межнациональных отношений. В ней Владимир Путин впервые заявил о недопустимости появления в России зам­кнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила.

Отстроить «работу» с этими искусственными образованиями предстоит главам регионов и муниципалитетов, а основополагающим документом в их работе станет Стратегия государственной национальной политики.

В последний раз такой документ принимался в 1996 году в бытность президентом Бориса Ельцина. Тогда стратегия так и осталась на бумаге, к тому же её появление совпало с закрытием различных государственных структур, занимавшихся межнациональными вопросами. Решение национальных вопросов было отдано на откуп десяткам федеральных структур, а по сути, было передано в регионы. В 24 субъектах появились специальные министерства и департаменты, которые и занимаются решением национальных и религиозных вопросов. Вместе с тем обострение межнациональных отношений в ряде регионов, а также неготовность местных властей такие конфликты предотвращать показали, что без единой концепции национальной политики страна дальше развиваться не сможет. В разделе стратегии, посвящённом изу­чению культуры и языка, акценты расставлены достаточно чётко: мигранты должны владеть русским языком.

В 2015 году это требование станет обязательным. Важно отметить, что некоторый положительный опыт в этой области уже накоплен. В этом году было введено обязательное изучение языка мигрантами из стран СНГ, которым предстоит работать в системе общественного питания и ЖКХ.

Сложнее решить проблему адаптации внутренних мигрантов. Из-за нехватки рабочих мест в ряде национальных регионов, а также отсутствия возможности получить там достойное образование молодёжь едет в крупные города. Однако низкий уровень знаний и плохое владение русским языком нередко приводит к их отчислению из вузов; не желая возвращаться на родину, они объединяются в большие группы, а потом попадают в криминальные сводки.

Помочь решению этой проблемы должно повышение требований к знанию русского языка национальной молодёжью, которая желает продолжить обучение за пределами своего региона. Наравне с этим, по замыслу авторов стратегии, большое внимание будет уделено и развитию национальных языков. Родной язык стали учить школьники Бурятии, а в Дагестане начали преподавать рутульский, агульский, цахурский языки, которые ещё совсем недавно были безписьменными.

Воплощение заявленного в стратегии принципа взаимообогащения культур народов России на практике позволит внешней и внутренней миграции безболезненно интегрироваться в общественную жизнь нашего многонационального государства.

Михаил Старшинов

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей:

«Очень важно, что обсуждение проекта Стратегии государственной национальной политики не ограничивается экспертным кругом, а проходит в широком общественном формате. Ведь цели, заявленные в документе, – это формирование общероссийской гражданской идентичности, обеспечение равенства всех национальностей перед законом, развитие культур и сохранение национальных традиций.

Немало вопросов вызывает и правовой климат в самих национальных субъектах. Здесь серьёзную проблему представляет собой разрушение национальных элит и слоя интеллигенции. В советское время их культурное и образовательное влияние на молодёжь было велико. Сегодня в этих регионах чрезвычайно мало интеллигенции. На смену ей пришли люди с недостаточным уровнем образования и культуры. Свою некомпетентность они возмещают громкими лозунгами. Какие последствия это может повлечь, известно.

Сегодня люди уезжают из национальных субъектов, потому что там некомфортно жить. Остановить этот процесс запретами невозможно. Меры же, которые сегодня предпринимает государство для экономического развития этих регионов, мне представляются спорными. Предлагаемые амбициозные проекты, как правило, стоят огромных денег, но не соответствуют потребностям населения. Так не лучше ли потратить средства на то, чтобы открыть в том же Дагестане филиалы ведущих вузов страны?

Не менее важно и то, как решается сегодня национальный вопрос в центре России. Примеры Сагры, Верхнего Уфалея, посёлка Ремонтный вызывают тревогу: местные власти и силовые структуры действуют подчас нерешительно, с опозданием. Известно, что в большинстве случаев недовольство людей вызвано прежде всего бытовыми и экономическими причинами. Такие нарывы вызревают годами, а прорываются в один день и часто именно на почве межнациональных конфликтов.

Именно поэтому проведение курса нацио­нальной политики, заложенного в стратегии, сегодня невозможно без усиления борьбы с коррупцией, повышения эффективности гос­управления и ответственности региональной власти».

Просмотров 579