Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

«Россия постоянно подчеркиваёт необходимость не создавать новые разделительные линии»

10.12.2012 14:24

Уважаемые участники форума!

Уважаемые коллеги!

Дамы и господа!

Я искренне рад, что такой представительный круг законодателей, государственных деятелей и экспертов – воспринял наше приглашение принять участие в дискуссии о современном парламентаризме. О его достижениях, об актуальных вызовах и о месте парламентской демократии в современном мире.

На этом Форуме присутствуют представители 23 стран мира — причем самых разных политических взглядов и самых разных возрастов. В том числе – самый молодой депутат Национального собрания Франции Марион Марешаль-ле-Пен, у которой сегодня — день рождения. Разрешите от имени всех участников форума поздравить госпожу ле-Пен и пожелать ей успехов и благополучия.

Наша сегодняшняя встреча проходит на рубеже двух очень важных и значимых для России годов. 2012-й – объявлен в нашей стране Годом российской истории. На него приходится сразу несколько юбилеев — значительных исторических событий, которые существенно повлияли не только на развитие нашей страны, но и всего мира. А в декабре следующего года – исполнится 20 лет со дня принятия Конституции России и со дня первых выборов в Федеральное Собрание. Полагаю, что указанные юбилеи – достойны и международного внимания. Ведь они напрямую связаны с ценностями демократии и строительством правового государства в самой большой по территории стране мира.

Да, впервые российская Государственная Дума – возникла еще в царские времена, в 1906 году. Однако напомню, что ее первый созыв проработал всего 72 дня и был распущен. А из всех четырех дореволюционных Дум – лишь одна не прекратила свою работу досрочно.

Для сравнения: все пять предыдущих созывов современной Государственной Думы отработали полный срок полномочий. И это – несмотря на целый ряд острых и конфликтных ситуаций, особенно в 90-х годах прошлого века.

Два десятилетия – это, конечно же, очень малый срок по меркам истории. Но за этот период мы сумели пройти путь, который другие страны проходили целые столетия. И что бы ни утверждали критически настроенные умы как в нашей стране, так и за рубежом – Конституция 1993 года и создание парламента новой России – оказали решающее влияние на развитие демократии не только в нашей стране, но и на всем Евразийском пространстве.

Сегодня, когда идут активные процессы общественно-политической модернизации и, по сути, начался новый правотворческий цикл – парламент России вышел на новый этап своей деятельности. Это и большая открытость гражданскому обществу, и укрепление межфракционного диалога, и широкое использование независимой экспертизы.

Сразу скажу – мы рассчитываем и на новый этап в укреплении межпарламентского взаимодействия. Я в целом убеждён, что законодатели разных стран, используя широкие возможности парламентской дипломатии, могут сделать для современного мира много больше, чем это делается сейчас.

Вы знаете, что 1 декабря – дан старт председательству российской Федерации в «группе двадцати», в рамках которой идёт обсуждение глобальных проблем экономического развития. И хотя ключевую роль в этом играют лидеры государств и влиятельных международных организаций – парламенты также примут участие в этой работе. Повестка «двадцатки» должна найти отражение в наших межпарламентских дискуссиях.

Россия постоянно подчеркиваёт необходимость не создавать новые разделительные линии — с тем, чтобы не допустить политических кризисов.

Однако мы ясно видим и то, что в мировой политике сохранились и прежние штампы, и стереотипы, и подчас стойкое нежелание слышать мнение партнёров по диалогу. Видим и продолжающиеся попытки использования «двойных стандартов» в сфере демократии. Один из последних примеров — это одобренный совсем недавно Сенатом США так называемый «Закон Магнитского». Удивительно, что нравоучения другим государствам дает страна, которая создала на территории ряда государств тайные тюрьмы, в которых творится беззаконие и произвол, в которых заключенные подвергаются пыткам, как в средневековье. Готов еще раз повторить: мы примем меры в отношении должностных лиц и других граждан США, грубо нарушающих права человека. Уже на этой неделе Государственная Дума рассмотрит соответствующий законопроект, подготовленный депутатами всех четырех парламентских фракций.

Уважаемые дамы и господа!

Одна из задач парламентариев – это законодательно определять и отстаивать стандарты демократии в различных областях общественной жизни. Это необходимо для устойчивого развития как наших обществ, так и недопущения «двойных стандартов» по отношению к различным государствам.

В этом плане законодатели России и других стран Содружества Независимых Государств имеют заслуживающий внимания опыт. В рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ ими была разработана конвенция «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ». Эта конвенция, принятая в 2002 году, подписана главами восьми государств Евразии. И она во многом определяет проведение выборов в наших странах.

На базе упомянутой конвенции Россия — в период своего председательства в Комитете Министров Совета Европы в 2006 году – предлагала принять аналогичную общеевропейскую конвенцию. Однако готовности взять на себя подобные юридические обязательства – со стороны наших европейских партнеров проявлено не было.

Между тем, вышеназванный евразийский опыт имеет универсальное значение и может быть использован в других регионах мира. Предлагаю в рамках нашего Форума обсудить эту тему, и выступить с инициативой разработки всемирной конвенции — определяющей современные стандарты демократических выборов и обеспечения избирательных прав граждан.

Как вы знаете, на территории Евразии активно идут процессы экономической интеграции, востребованные нашими народами и приносящие реальную пользу нашим гражданам. Важную роль в них играют и парламенты. На этом фоне выглядят странными попытки отдельных западных политиков искажать подлинный смысл евразийской интеграции. Тем более недопустимо открыто заявлять о вмешательстве и противодействии этим позитивным процессам. Такое беспардонное поведение напоминает неуклюжую походку хромой утки. Уверен, что определенный Россией, Белоруссией и Казахстаном курс на создание Евразийского экономического союза — будет успешно реализован. И в нем примут участие и другие заинтересованные страны СНГ.

В заключение хотел бы остановиться ещё на одной важной, на мой взгляд, проблеме.

Не секрет, что в связи с мировым финансовым кризисом, практически все современные общества столкнулись с проблемой частичной потери доверия населения к традиционным схемам функционирования демократических систем.

Им бросают вызов современные информационно-коммуникационные технологии. В частности, с помощью социальных сетей создаются протестные движения, объединяющие сторонников из разных стран. По сути, параллельно с традиционными демократическими институтами уже несколько лет функционирует «другой мир» - со своими инструментами влияния на общественное мнение, не ограниченными только национальными границами.

Но одновременно с этим — растет понимание, что стабильное государство невозможно без сильной демократии. И здесь современной представительной власти – тоже необходимо сказать свое слово, реформируя формы работы.

Что уже сделано в этом направлении Государственной Думой шестого созыва?

Во-первых, мы начали серьезно заниматься внедрением т.н. «электронного парламента». Пытаемся сделать законодательную власть максимально открытой для всех граждан. И шаг за шагом — создаем возможности для более технологичной работы депутатов, для укрепления их связи с избирателями.

Во-вторых, у нас активно работает целый ряд экспертных советов. Создан отдельный Совет по совершенствованию законодательства, в который вошли авторитетные представители юридической и экономической науки. Полезными для законотворчества стали и Совет по культуре, и Совет по инвестициям. Во всех этих структурах - кроме депутатов представлены широкие профессиональные круги.

В-третьих, представители тех политических партий, которые не прошли в состав нынешнего парламента (или были созданы уже после проведения последних парламентских выборов) приглашены в Совет непарламентских партий, очередное заседание которого состоялось совсем недавно.

В-четвертых, для более эффективного взаимодействия с региональными органами законодательной власти – образован единый Совет законодателей при парламенте России. Это тем более важно, поскольку региональные парламенты обладают правом вносить законопроекты в Государственную Думу.

В-пятых, повышая качество законодательного процесса, ликвидируя «белые пятна» правовой системы в целом, российский парламент выполняет свою важную роль в развитии общества и государства, сужает возможности для коррупции. Этим целям служат и принятые недавно адресные антикоррупционные законы.

Уважаемые дамы и господа!

Наши избиратели хотят видеть современный парламент открытым, а главное — более эффективным. А это значит – он должен не только обсуждать и создавать законы, отвечающие потребностям современного общества, но и внимательно анализировать практику их применения. И, безусловно, должны совершенствоваться механизмы парламентского контроля. Над этим в Государственной Думе сейчас идет работа.

Завершая, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в дискуссии о будущем демократии – именно парламенты должны стать самыми активными участниками, а тема развития парламентаризма должна стать самой актуальной и обсуждаемой. И я надеюсь, что в этих вопросах мы найдем с вами взаимопонимание.

Желаю всем нам интересной дискуссии.

Выступление на Международном парламентском форуме «Современный парламентаризм и будущее демократии» 10 декабря 2012 г.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1735

Ещё материалы: Сергей Нарышкин