ФСИН – итоги реформы

ФСИН – итоги реформы

Но, увы в большинстве случаев она так и не оправдывалась. Почему? Столкнувшись с гигантской системой, названной одним из бывших министров внутренних дел СССР – джунглями, каждый новый руководитель терялся и считал разумным ничего не предпринимать и оставлял все как есть…

В конце 80-х годов колонии и тюрьмы страны в очередной раз посетили представители международных правозащитных организаций. Подобные инспектирования бывали крайне редко, но, чтобы не слыть в мире диким народом, все же иногда иностранцев пускали в святые-святых. На этот раз выводы комиссии были убийственными – содержание осужденных и подследственных в наших тюрьмах и колониях признаны равными пыткам. Вот тебе и на, чиновники за планами да обязательствами даже не замечали, что наши постояльцы тюрем и колоний живут хуже скотов.

Привыкли! Но на дворе уже стояла «горбачевская оттепель», ветер перемен дул изо всех щелей, поэтому руководство МВД приняло решение, конечно, с одобрения ЦК КПСС, провести рекомендованную «Международной амнистией» гуманизацию содержания спецконтингента.

Учреждениям была дана команда немного отпустить «вожжи», называть осужденных строго по имени отчеству, увеличить количество получаемых посылок с воли, за малейшие проступки в штрафной изолятор не сажать. Больше внимания администрации стали уделять качеству питания, личной гигиене осужденных и подследственных. Кое-где начались ремонтные работы …

Чуть позже в исправительно-трудовых учреждениях был организован эксперимент по зачету выполненных норм на производстве  в срок отбытия уголовного наказания. Авторы эксперимента надеялись, что с одной стороны это бы дало возможность значительно увеличить объем производства и повысить качество продукции, а с другой - сократить количество осужденных.

Но как в народе говорят: хотели как лучше-получилось как всегда. Уже через полгода замечательные идеи были «сброшены в тюремную канализацию», как не оправдавшие себя. Потом работники тюрем и лагерей еще долго судачили, что мол не готов наш «зэк» к гуманизации, а работать он никогда не умел.

На самом деле на пути прогресса встали блатные, которым не нужна была ни гуманизация, ни стахановский труд за глоток свободы. Им и так жилось не плохо: дни напролет они проводили в тусовках и картежных играх, а наряды им все равно закрывали по инерции. Администрация учреждений делала вид, что безобразия эти не замечает.

Распад СССР для большинства осужденных и подследственных был как гром среди ясного неба. Ждали худшего. По зонам ходили разные слухи. Украинцы и белорусы, работавшие в колониях и тюрьмах на большинстве начальствующих должностях, «рванули» на историческую Родину, руководству МВД тогда в срочном порядке пришлось привлекать на работу в учреждения местное население.

С трудом, но задачу удалось решить. Главное в это непростое время было удержать контингент от разного рода соблазна и не допустить массовых беспорядков. Вспоминая этот период, многие руководители колоний и тюрем считают, что они пережили в это время больше, чем революцию. Сотрудники учреждений сделали невозможное: не допустили массовых волнений осужденных, сохранили имущество.

НАЧАЛО РЕФОРМЫ

Когда ситуация в стране стабилизировалась, правозащитники скопом навалились на МВД и уголовно-исполнительное ведомство, требуя незамедлительного реформирования системы. Власти среагировали положительно и «реформа» началась.

Первыми были ликвидированы все атрибуты советской власти и КПСС: наглядная агитация, красные уголки, газеты и журналы. Из штатного расписания убрали замполитов и начальников отряда. Особенно серьезной чистке подверглись «красные зоны». Началось закрытие лесных учреждений, и это наверное, было самым большим достижением в то время.

За многие годы эксплуатации большинство бараков этих колоний, расположенных в основном на Крайнем севере, стали настолько ветхими, что жить в них было просто опасно. Вот так ни шатко ни валко в жизни органов исполнения уголовных наказаний наступали перемены.

Самым значимым  было то, что в 1997 году тюрьмы были изъяты из системы МВД и переданы под юрисдикцию Министерства юстиции Российской Федерации. Из названия «исправительно-трудовые учреждения» исчезло слово трудовые, которое ранее показывало, что труд является одним из важнейших элементов перевоспитания осужденных.

С 1991 года преобразования осуществлялись на качественно иных принципах: демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний.

В тоже время проблемы, которые накапливались десятилетиями показали, что быстро осуществить реформы в системе исполнения наказания нельзя. Для этого требуется время и значительные ресурсы.

По-настоящему реформа пенитенциарных учреждений, началась только в 2009 году и проходить она будет в  ближайшие десять лет. В соответствии с ней предполагается полностью ликвидировать исправительно-трудовые колонии.

Вместо них будут созданы колонии-поселения для тех, кто впервые попадает за решетку или был осужден за мелкие преступления, и тюрьмы для рецидивистов, террористов и убийц, осужденных на длительные сроки.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Первый этап реформы был завершен к концу 2010 года. За это время удалось многое сделать: провести большую работу по совершенствованию правового обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

При поддержке органов государственной власти Российской Федерации приняты 11 федеральных законов, три Указа Президента Российской Федерации и Постановление Правительства Российской Федерации.  

На рассмотрении Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время находятся 16 проектов  законов, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, закрепление юридических гарантий прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Кроме того, разработаны 24 законопроекта, которыми вносятся изменения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, в Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Они предусматривают расширение практики применения наказания в виде обязательных работ и устанавливают новые критерии разделения осужденных в колониях-поселениях. За короткое время удалось сократить количество осужденных, расширить площадь их пребывания в тюрьмах, СИЗо, колониях за счет строительства новых объектов, улучшить дисциплину среди спецконтингента, найти новые современные формы исправления осужденных.

Особое значение в этой связи имеет система «социальных лифтов». В 2010 году через систему аттестования «социальных лифтов» прошли 79 тысяч 825 осужденных. Экспериментальная проверка показала, что наличие четких критериев оценки побудило 76 процентов аттестуемых встать на путь исправления.

Таким образом, положительный эффект реализации проекта «социальных лифтов» определен. В  2011 году этот эксперимент распространен на все учреждения уголовно-исполнительной системы.

Сотрудники службы исполнения наказаний во-все времена требовали не содержать осужденных с разной степенью тяжести преступлений вместе, но поддержки не было. В ходе этой реформы осуществлены переводы из одной исправительной колонии в другую более ста пятидесяти трех тысяч осужденных, в том числе, 112 тысяч в учреждениях строгого режима и 41 тысяча осужденных общего режима.

Подведя итоги организаторы эксперимента сами удивились: на 40 процентов снизилось количество злостных нарушений, на 60 процентов - неповиновений сотрудникам. Одновременно отмечено снижение уровня конфликтности и напряженности среди осужденных, повысился интерес к оплачиваемому труду.

Конечно здесь есть и негативная изнанка. О ней не раз высказывались отечественные правозащитники. Разделение осужденных на тех, кто впервые попал в исправительные колонии и рецидивистов привело к многочисленным нарушениям их прав, поскольку многие осужденные попадают в отдаленные регионы, что среди прочего, сильно осложняет приезд к ним родных на свидание, заставляет их проживать в непривычных  климатических условиях.

Проведенные недавно социологические исследования в колониях и тюрьмах, СИЗО ФСИН России показали  весьма мрачную картину. В настоящее время  в местах лишения свободы: отбывают наказание 600 тысяч осужденных и ждут приговора суда более 200 тысяч подследственных. Средний возраст заключенных от 29 до 40 лет.  Более 50 процентов преступлений, за которые они отбывают наказание, были совершены в состоянии алкогольного опьянения, 11 процентов в состоянии наркотического опьянения. Из осужденных почти 60 процентов – это люди, которые не имеют семьи, 20 процентов – те, кто после приговора суда порвали связь с семьей. Около 10 процентов осужденных не умеют ни читать, ни писать. Две третьих осужденных отбывали уголовное наказание два и более раза. Почти 75 процента осужденных отбывают наказание за убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть, грабеж, разбой.

 

Просмотров 229

26.05.2011 11:29

Пример



Популярно в соцсетях