Все о пенсиях в России

13.06.2024Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Цифровое обучение становится заложником экосистем

В 2020 году рынок онлайн-образования в России увеличился на 30-35% в сравнении с доковидным периодом, но уже обозначились проблемы

17.07.2021 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Цифровое обучение становится заложником экосистем
  © Pexels

Одной из таких проблем считается выход на рынок крупных компаний, у которых достаточно ресурсов для привлечения лучших преподавателей и методологов из стартапов, что приводит к монополизации и кадровому голоду на рынке. Другой проблемой выступает отсутствие единых стандартов предоставления образовательных услуг на цифровых платформах. Об этом говорится в Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, опубликованной 14 июля на сайте Минобрнауки.

Разработать и утвердить стратегию Президент России Владимир Путин поручил кабмину в начале 2021 года. Также, согласно поручению главы государства, до 1 сентября должны быть утверждены и региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, соцсферы и госуправления. За это отвечают главы регионов.

Монополизация и кадровый голод

Интерес россиян к инновационным образовательным практикам за последние два года значительно возрос на фоне пандемии COVID-19. Рынок онлайн-образования в России увеличился на 30-35% в сравнении с доковидным периодом, а выручка IT-компаний в 2021 году увеличилась на 172,73%. При этом аналитики выделяют несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются российские программисты в процессе разработки и использования цифровых сервисов образовательных услуг.

Одной из них считается выход на рынок крупных компаний, таких как Mail.ru Group (Учи.ру, GeekBrains, Skillbох, SkillFactory, Алгоритмика) и «Яндекс» (Яндекс.Практикум). У столь крупных игроков, отмечают эксперты, достаточно ресурсов для привлечения лучших преподавателей и методологов из стартапов, что приводит к монополизации и кадровому голоду на рынке.

Учиться в вузах станет дороже

Ещё один щекотливый момент, касающийся экосистем, ранее в интервью «Парламентской газете» обозначил первый зампредседателя думского Комитета по финрынку Игорь Дивинский. Хотя экосистемы и удобны, но, по его словам, есть и другая стороны медали: «Они всё отслеживают. А значит, нам могут предлагать продукт, который нам совсем не нужен. Ведь в бизнесе всё построено на извлечении максимальной прибыли».

В своей стратегии Минобрнауки выделяет также отсутствие единых стандартов предоставления образовательных услуг на цифровых платформах. Это приводит к тому, что обучение по одной и той же специальности в разных школах приводит к получению разного объёма знаний и навыков.

Все онлайн-курсы в одном месте

Впрочем, этого можно избежать, объединив информацию обо всех онлайн-курсах в стране на базе государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда». Уже создан автоматизированный сервис психометрической аналитики, интегрированный в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Как поясняют в Минобрнауки, функционал сервиса доступен всем пользователям, зарегистрированным на портале.

«Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения», — говорится в стратегии цифровой трансформации.

Ещё одним полезным цифровым сервисом в сфере образовательных услуг выступает платформа «Поступление в вуз онлайн», запущенная в июне 2020 года. Тогда к ней подключили 54 вуза, но в текущем году ещё 137 учебных заведений будут принимать документы онлайн, а с 2022-го система распространится на всю страну. С помощью сервиса абитуриенты смогут выбрать вузы для поступления, направить заявление о зачислении с приложением необходимых документов, а также узнать о датах дополнительных вступительных испытаний. Кроме того, есть возможность отслеживать своё место в конкурсных списках, управлять согласием на зачисление и узнать о зачислении, получив уведомление. Все эти функции доступны из личного кабинета на портале госуслуг и не требуют посещения вуза.

Что предлагает Минобрнауки

В стратегию цифровой трансформации вошли следующие проекты: «Датахаб», «Архитектура цифровой трансформации», «Цифровой университет», Единая сервисная платформа науки, «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Цифровое образование» и «Сервис хаб».

© Pexels

Проект «Цифровой университет» предполагает создание цифровых сервисов в сфере науки и высшего образования, которые охватят все виды бизнес-процессов вузов. В рамках него планируется разработать, в частности, «Маркетплейс сервисов» и механизм межведомственного сетевого взаимодействия вузов. Все мероприятия направлены на повышение цифровизации и эффективное внедрение сквозных технологий в деятельность вузов, подведомственных Минобрнауки. 

Единая сервисная платформа науки — проект, направленный на создание и развитие единой экосистемы сервисов для проведения исследований и разработок. Цель — повышение их качества и доступности, а также снижение затрат на постоянные и переменные издержки.

Антон Горелкин: «Я против входа в Интернет по паспорту»

«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» станет единой средой взаимодействия образовательных организаций и поставщиков оборудования и ПО. Также в рамках проекта создадут единые инструменты мониторинга цифровизации учебных заведений.

В свою очередь, проект «Цифровое образование» призван повысить уровень цифровых компетенций обучающихся, научно-педагогических работников, а также сформировать компетентную команду управления цифровой трансформацией.

Как отметили в Минобрнауки, цель проектов — достижение высокой цифровой зрелости отрасли науки и высшего образования. Она будет считаться достигнутой, в том числе если все образовательные организации высшего образования получат базовый уровень цифровой зрелости, внедрят целевую модель цифрового университета. 

Лучше поздно, чем никогда

Минобрнауки опоздал с принятием подобного документа лет на 20, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «К сожалению, за последнее допандемийное время ранее созданные электронные университеты были закрыты. Считалось, что через электронное обучение в российское образование проникает халтура, хотя халтура может проникать через любое обучение. Ситуацию резко поменяла пандемия. Все бросились не в электронное обучение, а переводить обычное обучение в онлайн-формат. Но это не то же самое, что электронное обучение», — пояснил депутат «Парламентской газете».

В таких условиях принятие Минобрнауки стратегии цифровой трансформации очень важно, считает Смолин. Но важно также, чтобы стратегия была «соразмерной возрасту тех, кто обучается».

«Лучше поздно, чем никогда. Но я считаю, что нужно крайне осторожно применять цифровые технологии в начальной школе, очень осторожно — в основной, больше — в старшей школе. При этом должна быть возможность для создания электронных университетов. Мы единственная страна из большой двадцатки, где такие университеты были, но успешно ликвидированы в процессе разного рода контрольных процедур», — отметил парламентарий.

Смолин добавил, что серьёзное развитие электронного обучения требует серьёзных вложений со стороны государства. «До сих пор в России универсальной платформы для обучения не существует и многие российские вузы и школы пользуются иностранными платформами», — уточнил законодатель.