Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Слияние «Аэрофлота» и «Трансаэро»: монополии не будет, но цены вырастут

Дополнительные расходы госкомпания может компенсировать за счёт бюджетных денег

02.09.2015 17:24

Объединение двух крупнейших отечественных перевозчиков приведёт к тому, что группа «Аэрофлот» станет контролировать 56 процентов рынка пассажирских авиаперевозок. Однако к монополизации отрасли это не приведёт, считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Сделка — на рубль, долги — на миллиарды

Ранее стало известно, что вторая по величине отечественная авиакомпания из-за проблем с долгами уходит с рынка. Её поглотит «Аэрофлот», который после согласования с Правительством, выкупит 75 процентов плюс одну акцию за символическую плату — один рубль.

В нагрузку госкомпания получит почти 60 миллиардов рублей долга. Объединённая сумма кредитных обязательств, по оценке экспертов, перевалит за 200 миллиардов, что может непредсказуемо сказаться на «Аэрофлоте».

— Сейчас группа Аэрофлот, если опираться на международные стандарты бухгалтерской отчётности, по своему соотношению долга и прибыли находится в достаточно комфортной зоне, — рассказал «Парламентской газете» Олег Пантелеев. — Госкомпания является хорошим заёмщиком, и банки без проблем её кредитуют. В случае если в группу компаний войдёт «Трансаэро» общая задолженность увеличится, и банки могут пересмотреть отношение к этому заёмщику.

Что делать?

Однако сделка — это вопрос решённый. Уже известно, что слияние готова одобрить Федеральная антимонопольная служба. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, запрет на поглощение «Трансаэро» мог повлечь «вакханалию не только на рынке авиаперевозок, но и в экономике России».

Глубина продаж «Трансаэро» довольно большая: компания реализовывала билеты уже на весну следующего года. В случае банкротства компании, могли пострадать тысячи людей.

Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов дал указание руководству «Аэрофлота» обеспечить бесперебойные перевозки пассажиров «Трансаэро», а также сохранить социальные обязательства перед работниками компании.

Но для начала будет проведена оценка масштаба бедствия, насколько ситуация может повлиять на устойчивость бизнеса группы «Аэрофлот» в целом. Только затем будут вырабатываться механизмы по спасению обновлённой госкомпании.

- Первый путь: переложить задолженность «Трансаэро» в чистом виде на группу «Аэрофлот», — рассказал эксперт Олег Пантелеев. — В течение какого-то времени с учётом роста эффективности компания сможет справляться с увеличившейся долговой нагрузкой. Что будет потом — неизвестно. Это не самый благоприятный путь.

Есть вероятность, что дополнительные расходы госкомпании компенсируют за счёт государства. Вплоть до докапитализации уставного капитала.

Однако аналитик склоняется к третьему варианту как самому вероятному. После частичной интеграции авиакомпании в группу «Аэрофлот», спустя какое-то время юрлицо «Трансаэро» будет обанкрочено и долги будут списаны.

- Так сделали с компанией «Владивосток Авиа», которая, по сути, прекратила своё существование после поглощения «Аэрофлотом», — пояснил эксперт.

Монополии не будет

Сразу после объединения группа «Аэрофлот» с 65-процентной долей рынка вплотную приблизится к званию монополиста. Однако это продлится недолго.

- ФАС будет настаивать на том, чтобы на тех линиях, где представлены и «Аэрофлот», и «Трансаэро» было место для других компаний, — рассказал глава аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. — Таких маршрутов достаточно много, поэтому в какой-то момент мы придём к тому, что доля обновлённой группы «Аэрофлот» станет меньше, чем даже сегодня.

Однако рост цен на билеты неизбежен, уверен эксперт. Дело даже не в накопленных долгах. За первый квартал текущего года убытки российских авиакомпаний составили 19 миллиардов рублей. «Если мы системно не повысим эффективность отрасли, в том числе повышая тарифы, то завтра нам придётся за один рубль продать «Аэрофлоту» «ЮТэйр», потом ещё кого-нибудь. А кому мы затем продадим «Аэрофлот»? — задался вопросом Олег Пантелеев.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2164