Интернет может подешеветь

Провайдерам обещают честную плату за вход в жилые дома

Интернет может подешеветь

Фото: pexels.com

Установить понятные правила для операторов связи при размещении в подъездах их сетей предлагает Минцифры России, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол совещания в ведомстве от 14 сентября 2020 года. Изменения нацелены на повышение конкуренции среди поставщиков услуг и снижение цен за доступ населения во Всемирную паутину. Что смущает связистов в инициативе и как новшества отразятся на их тарифах?

Конец монополии УК

Избавить провайдеров от дискриминации при попытках провести Интернет в жилые дома поручил Президент по итогам совещания по вопросу развития информационно-коммуникационных технологий и связи. На совещании 10 июня 2020 года обсуждались пути расширения предложений операторов связи на рынке, улучшения качества и доступности их услуг.

К 3 августа Правительство России в числе прочих должно было проработать вопрос о чётких правилах доступа провайдеров в многоквартирные дома. Сегодня из-за отсутствия законодательного регулирования они порой сталкиваются с противодействием управляющих компаний, уже материально заинтересованных конкурентами, или платят за возможность пользования инфраструктурой по тарифам, взятым с потолка. По данным Федеральной антимонопольной службы, общие затраты операторов на эти цели достигают 2,7 миллиарда рублей ежегодно.

По сведениям газеты «Коммерсантъ», в середине сентября Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ провело консультации с участниками рынка, где предложило ввести для провайдеров единовременный платёж за технический надзор, а также ежемесячные отчисления, если часть обязанностей оператор передаст управляющей компании. Плату управляющим организациям собираются ограничить их фактическими и документально подтверждёнными затратами. Такие поправки планируют внести в Жилищный кодекс.

При этом, как пишет «Коммерсантъ», ведомство не исключает коррекции инициативы по итогам обсуждения с экспертным сообществом.

«Наверное, будет больше порядка. Считаю, Минцифры правильное предложение вносит, — поделился мнением с «Парламентской газетой» первый зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. — Потому что есть злоупотребления определённые, налицо такие факты — и сам сталкивался, и обращения были. Управляющие организации не дают равный доступ игрокам рынка в свои дома. Ну и вообще УК у нас, по сути, являются мини-монополистами на своей территории и у каждого свои правила игры — не всегда прозрачные и понятные, отсюда и ценообразование не всегда понятное. Чем более понятными станут эти правила игры для всех участников рынка, тем эффективнее это будет способствовать развитию конкуренции и, может быть, даже позитивно скажется на тарифах».

Восемнадцать куч фекалий от связистов

Управляющие организации не против конкуренции среди провайдеров, но в один голос умоляют, чтобы в каждом подъезде их было не больше двух-трёх. Тогда и у жильцов будет выбор из тарифных предложений, и УК смогут проследить за сохранностью общедомового имущества, к которому связисты нередко относятся пренебрежительно.

«На сегодня у всех провайдеров, с которыми нам приходилось сталкиваться, работают недобропорядочные сотрудники, — рассказала «Парламентской газете» депутат Совета депутатов подмосковного города Жуковский, гендиректор управляющей компании Ирина Монахова. — Они постоянно — постоянно! — срезают замки с чердаков и подвалов. Им просто лень пойти в УК и взять ключ. Проще обойтись болгаркой. Ловили таких с поличным благодаря обращениям граждан. Именно нас штрафуют надзорные органы за «сопли» из кабелей, которые висят в коридорах, подвалах, на чердаках, между крышами домов. При этом кровлю пробивают для прокладки сетей, а ремонтируем её мы за счёт жителей. Заставить провайдеров  привести всё это в должный вид просто невозможно. Восемнадцать куч фекалий, каждая из которых была прикрыта туалетной бумагой, обнаружили мы однажды при обходе во время подготовки жилого фонда к зиме — на чердаке, рядом с оборудованием одного из крупнейших российских операторов связи. Это не бомжи нагадили, они туда не пройдут. Так провайдеры себя ведут регулярно, а мы ищем уборщиц, которые согласятся отмывать эти импровизированные туалеты, и оплачиваем их труд».

Спрашивать, а не навязывать услуги

В свою очередь, операторы связи, утверждает «Коммерсантъ», не увидели в инициативе Минцифры главного для себя — отмены барьера в виде одобрения их входа в жилой дом через голосование двух третей владельцев квартир.

«Это рудимент, — считает Сергей Боярский. — Да никто у нас ни за что не голосует. Часто у вас спрашивают: дать ли доступ провайдерам в дом? Полагаю, от такой нормы можно отказаться».

Между тем голосование собственников — способ напомнить зарвавшейся управляющей компании, пытающейся не пустить связистов с выгодными тарифами, кто в доме хозяин.

Кроме того, это инструмент, который помогает гражданам частично компенсировать расходы на обслуживание коммуникаций в доме, включённые в оплату жильцами содержания и ремонта общей собственности.

Провайдеры крайне неохотно вносят свою лепту в поддержку инфраструктуры, поскольку дополнительные расходы увеличивают итоговый тариф для клиентов и снижают конкурентоспособность компании. Часто они уверяют, что их обязанности ограничиваются затратами на содержание своего оборудования и сетей. Хотя ещё в августе 2019 года после многочисленных тяжб с населением Верховный суд РФ подтвердил обратное: провайдер, оказывающий услуги связи жильцам МКД и размещающий на общем имуществе дома своё оборудование, необходимое для оказания этих услуг, обязан вносить плату за пользование общим имуществом, размер которой утверждён общим собранием собственников помещений.

«Норму о голосовании жильцов за доступ провайдера отменять не надо, — сказала «Парламентской газете» Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. — Это право жителей. Они — собственники, и они распоряжаются своим имуществом, а вовсе не внешние силы, которые этого хотят. Спрашивают граждан сейчас или нет — другая история. Доля государственного и муниципального жилья в общем объёме — 10-12 процентов, остальные все собственники. Их нужно спрашивать, а не навязывать им услуги. Тарифы ЖКХ устанавливают тоже не управляющие организации, а региональные энергетические комиссии. А что касается платы за услуги по содержанию и ремонту помещений, она устанавливается на общем собрании. И если это не делается, то нужно подключать прокуратуру, суд и убирать эту управляющую организацию». 

Просмотров 1373

30.09.2020 00:00