Глобальная проблема, локальные решения: российский подход к вопросу дефицита кадров
В 2019 году Президент РФ Владимир Путин предупредил о назревающей проблеме нехватки в стране квалифицированных кадров. По его словам, к 2030 году масштаб дефицита кадров может достичь трех миллионов специалистов.
В том же году Росстат опубликовал данные, согласно которым в области здравоохранения не хватает 60 тысяч врачей, а в сфере образования остаются вакантными 32 тысячи рабочих мест. Общий дефицит работников тогда составил 723 тысячи человек.
Два пандемийных года усугубили ситуацию. По данным портала hh.ru, в 2021 году из-за активного роста потребности организаций в сотрудниках на фоне постепенного выхода из периода локдаунов начался «идеальный шторм» на рынке труда. По данным hh.ru на конец января, наибольший дефицит наблюдается в сфере консультирования, сервисных работ, страхования, в продажах, строительстве, медицине и IT. По декабрьским данным международной рекрутинговой компании Hays, 76% российских работодателей ощущают серьезный кадровый дефицит. Среди наиболее страдающих от нехватки профессионалов отраслей были названы сельское хозяйство, добывающая промышленность, металлургия, информационные технологии и химическое производство.
Аналогичная ситуация наблюдается и в остальном мире. Согласно исследованию PwC, проведенному в последний допандемийный год, 74% руководителей международных компаний сомневались в том, что «смогут располагать необходимым квалифицированным персоналом». Международная консалтинговая компания Deloitte указала на то, что в США, Великобритании, Канаде, Австралии и ЕС после снятия локдаунов одновременно наблюдались проблемы в поиске сотрудников и рост безработицы, что указывает на несоответствие спроса и предложения в области навыков и квалификаций.
В докладе консалтинговой компании BCG отмечается, что в условиях стремительно меняющихся рынков и технологий связь между стандартизированной системой образования и бизнесом недостаточна, возникают разрывы между задачами, которые преследует система образования, и потребностями бизнеса. В этой ситуации терпят убытки как работодатели, которые вынуждены вкладывать средства в повышение квалификации сотрудников, так и работники, трудоустроившееся не в соответствии со своими навыками.
Размер потенциальной экономической выгоды от усовершенствования системы образования в соответствии с потребностями бизнеса оценила в 2021 году консалтинговая компания PwC. По оценкам, представленным в докладе компании, повышение квалификации населения всего мира в соответствии с лучшими практиками может привести к дополнительному росту мирового ВВП на 6,5 триллиона долларов и созданию 5,3 миллиона новых рабочих мест к 2030 году.
В разных странах и в разных компаниях вырабатывается свой подход к решению проблемы. По данным PwC, ряд международных компаний самостоятельно осуществляет повышение квалификации своих сотрудников. Исследование Международной организации труда на примере Канады, Китая, Германии и Сингапура указывает на то, что в целях коррекции несоответствия навыков и требований в этих странах часто используются стажировки на рабочем месте под наблюдением учебных заведений. В Канаде широко распространены кооперативные программы, которые позволяют студентам включить несколько месяцев опыта работы в программу высшего образования. Все большее число университетов в Китае также делают стажировки обязательными.
Бесшовная система
Данный опыт интеграции реального бизнеса и образования созвучен практике передовых российских компаний. С целью в том числе ознакомления с опытом одного из лидеров в этой области — компании «ФосАгро» — в одном из городов присутствия компании состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенаторы посетили заполярный город Кировск Мурманской области, где ФосАгро — лидер по поставкам минеральных удобрений на российский рынок — добывает апатит-нефелиновую руду.
В заседании приняли участие в том числе заместитель председателя СФ Константин Косачев, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова и губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
С предприятиями и социальными инициативами одного из мировых лидеров по производству фосфорсодержащих удобрений сенаторов ознакомили генеральный директор ФосАгро Андрей Андреевич Гурьев и заместитель председателя Совета директоров Андрей Григорьевич Гурьев.
Накануне заседания сенаторы посетили горнодобывающие предприятия ФосАгро и были ознакомлены с благотворительными проектами компании в сфере поддержки образования, профориентации, детско-юношеского спорта и духовного развития. Одним из ключевых направлений благотворительной деятельности ФосАгро, на которую компания выделяет около 4,5 миллиарда рублей, являются именно проекты в сфере образования и профориентации.
Андрей А. Гурьев рассказал сенаторам об острой потребности промышленности в квалифицированных кадрах, которая привела руководство компании к осознанию необходимости выстраивания собственной образовательной программы в регионах присутствия. Он отметил, что компания сосредоточилась на профориентационных проектах и на создании комплексной образовательной модели, которая могла бы сделать систему образования более гибкой и обеспечить устойчивость рынка труда.
«Практически у всех компаний сегодня есть заказ на профессиональное образование, на среднее профессиональное образование, на профессиональных рабочих, на инженеров. Для поддержки высоких темпов развития экономика должна быть обеспечена кадровым потенциалом, высококвалифицированными специалистами. Пример ФосАгро доказывает, что реализацию этой задачи сложно представить без участия крупных индустриальных компаний, которые должны максимально оперативно реагировать на тренды рынка труда и адаптироваться к ним… Кадры — это те же экономические ресурсы, которые должны создаваться. Они должны быть образованны, они должны быть профессиональны и работать в дальнейшем над увеличением благосостояния. Их крайне мало сегодня», — сказал он.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова согласилась с тем, что проблема профориентации на данный момент оказывает большое влияние на трудоустройство молодежи.
«Одной из основных проблем трудоустройства молодежи является несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры. Уровень занятости молодежи в возрасте до 29 лет сегодня ниже среднероссийского», — сказала сенатор.
Рассказывая о корпоративной системе подготовки кадров, глава ФосАгро в первую очередь обратил внимание на среднее профессиональное образование и сотрудничество с профессиональными колледжами. В Мурманской области ФосАгро взяла шефство над Кировском филиалом Мурманского арктического государственного университета, который является опорным для горно-обогатительного комбината «Апатит». Колледж оснащен современным оборудованием, и компания продолжает работать над укреплением материально-технической базы колледжа и внедрением эффективных образовательных методик. ФосАгро сотрудничает также с филиалом МАГУ в городе Апатиты, который является вузом и завершает региональную образовательную вертикаль.
Кроме того, ФосАгро является давним партнером Санкт-Петербургского горного университета, выпускники которого составляют около 70% руководящего состава горнодобывающего комбината компании.
Однако профессиональные колледжи и Санкт-Петербургский горный университет составляют лишь высшее звено бесшовной системы «Школа — Колледж — Вуз — Предприятие», разработанной ФосАгро.
«Конечно, сотрудничество ФосАгро с образовательными учреждениями не ограничивается сферой профессионального образования. Наши усилия направлены на воспитание специалиста от детского сада и школы до вуза, а также его последующую адаптацию на производстве. На это нацелена вся наша модель поддержки образования «Школа — Колледж — Вуз — Предприятие», которую мы выстраиваем с 2013 года. Профориентационная работа вместе с дополнительным образованием, занятиями спортом и творчеством начинается в подшефных детских садах компании. В рамках проекта «Детям России — Образование, Здоровье и Духовность» (ДРОЗД) ребята гармонично развиваются. Затем они приходят в «ФосАгро-школы», где созданы прекрасные условия для обучения», — сказал генеральный директор компании.
ДРОЗД — самый первый благотворительный проект ФосАгро, в прошлом году он, образованный по инициативе председателя Совета директоров ФосАгро Андрея Григорьевича Гурьева, отметил 20-летие. В рамках проекта открыты десятки спортивных секций и творческих студий. В пяти городах присутствия компании в них совершенно бесплатно занимаются более шести тысяч детей.
Достоинства системы «Школа — Колледж — Вуз — Предприятие» хорошо иллюстрируют следующие цифры. В 2021 году из 125 выпускников специализированных «ФосАгро-классов», изучавших по углубленной программе химию, физику и математику, около 95% поступили в вузы, причем половина из них учится по техническим специальностям, а 19 выпускников обучаются по целевому направлению компании «ФосАгро». С 2019 года более 50 выпускников данной программы после окончания вузов трудоустроились на предприятия компании. В компании трудоустроено также большое количество выпускников профессиональных колледжей городов присутствия — Кировского филиала МАГУ и Череповецкого химико-технологического колледжа. В этих подшефных колледжах учатся порядка 1,5 тысячи студентов.
Сенаторы крайне положительно отозвались об образовательной программе ФосАгро и заявили о намерении рекомендовать Правительству РФ учесть опыт ФосАгро в сфере подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров по образовательной вертикали «Школа-Колледж-Вуз-Предприятие» при формировании федерального проекта «Профессионалитет».
Проект «Профессионалитет», который запускается 1 сентября 2022 года, является одним из ключевых инновационных инструментов, призванных сократить разрыв между образованием и реальными потребностями экономики. В декабре министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что благодаря «Профессионалитету» трудоустройство выпускников со средним профессиональным образованием может возрасти до 95% с нынешних 60%. Он также заявил, ссылаясь на анализ программ среднего профессионального образования по Северо-Кавказскому федеральному округу, что порядка 80% образовательных программ «просто не соответствуют рынку труда».
Константин Косачев назвал опыт ФосАгро в области образования «передовым».
«Скажу без преувеличения, что этот опыт здесь, в Кировске, совершенно точно на передовых позициях. Он опережает те наработки, которые существуют в других субъектах Федерации. Мы убедились в том, что образовательная модель, благодаря которой вчерашние школьники поступают в профессиональные училища и вузы и остаются работать, строить карьеру в своем регионе, работает на деле», — сказал он.
Ранее образовательная программа ФосАгро получила положительную оценку Президента России Владимира Путина. В 2020 году Президент в ходе посещения Череповецкого химико-технологического колледжа назвал образовательную систему, связывающую школу, колледж, высшие учебные заведения и производство, «новой, интересной и перспективной, гибкой системой» и отметил важность практической направленности обучения в колледжах и формирования у учащихся востребованных работодателями актуальных навыков.
Ещё материалы: Константин Косачев, Лилия Гумерова