Драма о слиянии театров Петербурга и Ярославля прервана «на антракт»

Какова дальнейшая судьба двух старейших театров России — Александринки и Волковского?

Драма о слиянии театров Петербурга и Ярославля прервана «на антракт»

Фото: vk.com/volkov_teatr

Планы Министерства культуры по объединению Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина и Академического театра драмы им. Ф. Волкова вызвали неоднозначную реакцию общественности. Процесс был приостановлен после вмешательства премьер-министра Дмитрия Медведева. Слияние Александринского и Волковского театров не состоится без одобрения экспертного сообщества. «Парламентская газета» выяснила, зачем понадобилось объединять театры.

Укрупнение укрупнению рознь

Совсем недавно, в феврале этого года, премьер-министр Дмитрий Медведев говорил об объединении театральных коллективов как способе улучшить их финансирование. «Нам нужно всё-таки идти по пути поддержки более востребованных театров, в ряде случаев, может быть, даже идти и на объединение отдельных коллективов для того, чтобы они были самодостаточными», — отмечал премьер во время встречи с членами Совета Федерации.

Министр культуры РФ Владимир Мединский во время пресс-конференции, посвященной Дню театра и Году театра в главном здании Государственного центрального театрального музея им. А.Бахрушина. Фото: Агентство Москва

И вот 27 марта министр культуры Владимир Мединский объявил об объединении Александринского и Волковского театров в Первый национальный театр России. Он подчеркнул, что инициатива о слиянии пришла «снизу» — от художественных руководителей учреждений. 

Режиссер, художественный руководитель Театра им. Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. Фото: Агентство Москва

Худрук Волковского театра Евгений Марчелли и его коллега из Александринки Валерий Фокин положительно оценили идею, указав, что новый формат в первую очередь поможет решать творческие задачи. При этом директор ярославского театра Алексей Туркалов высказал опасение, что его творческий коллектив потеряет самобытность.

В приказе о слиянии театров, который Владимир Мединский подписал 28 марта, отмечено, что решение принято «в целях оптимизации и эффективного использования бюджетных средств, а также реализации обменов и совместных проектов».

Режиссер, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин во время пресс-конференции министра культуры РФ Владимира Мединского.Фото: Агентство Москва

Новость об объединении двух старейших (и вполне самодостаточных) театров вызвала переполох в театральном сообществе. Главным образом критику вызвал тот факт, что эта идея не обсуждалась ни с профессиональным сообществом, ни с местными властями. Письмо с возражениями написала премьеру Валентина Терешкова. Народный артист России Евгений Стеблов призвал задуматься о том, что между коллективами театров могут возникнуть конфликты. С резкой критикой проекта выступил председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.

Актер, режиссер, художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин. Фото: Агентство Москва

В итоге Дмитрий Медведев посчитал нужным вмешаться в ситуацию и приостановить действие приказа о слиянии театров. Глава Правительства также поручил Министерству культуры провести широкое обсуждение этого проекта. В самом ведомстве сообщили, что организацией дискуссий с ярославской и петербургской общественностью займутся художественные руководители обоих театров. 

Творческий процесс важнее финансов

Решение о слиянии театров стало полной неожиданностью для первого зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Елены Драпеко. «Мягко говоря, все в недоумении. Такого у нас ещё не было. Это беспрецедентный случай», — сказала она «Парламентской газете».

По мнению депутата, есть вероятность, что идея о слиянии принадлежит руководству петербургского театра драмы. «Вроде бы им обещали ещё одну, третью площадку в Москве. Может быть, они поэтому согласились на объединение… В чём их выгода, понятия не имею», — недоумевает Драпеко.

По её словам, объединение может усложнить жизнь обоих театров. «Могу привести пример с объединением вузов в Высшей школе экономики. Петербургские вузы, которые стали филиалами московских, испытывают большие проблемы, потому что теперь всё решается в Москве, за каждой бумажкой и печатью надо обращаться в столицу. Получилось резкое удорожание и усложнение жизни», — рассказала Драпеко.

Александринский театр в Санкт-Петербурге. Фото: wikipedia.org

Принимая решение о слиянии театров, прежде всего нужно выслушать коллективы обоих учреждений, уверена первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

«Если их аргументы окажутся очень весомыми, если за этим стоит настроение творческого коллектива — мне кажется, это важный аргумент, который перечёркивает даже вопросы финансов», — сказала она «Парламентской газете».

По словам сенатора, мысль о слиянии театров появилась из благих намерений: предполагалось увеличение финансирования, сокращение хозяйственных вопросов и перенаправление ресурсов на творческую деятельность. Но если бы всё было так гладко, то не было бы и такой реакции общества. Создавшийся резонанс говорит, что решение было проработано не до конца, отметила Гумерова. И сейчас самое главное: внимательно разобрать все «за» и «против».

«Я думаю, здесь нет правильного и неправильного решения. Должно быть решение, которое продиктовано пожеланием коллективов, здравым смыслом, стремлением продолжать традиции и создавать условия для творческого роста театров. Это те критерии, на которых должно базироваться окончательное решение», — считает Лилия Гумерова.

Российский государственный академический ТЕАТР им. ФЕДОРА ВОЛКОВА.Фото: vk.com/volkov_teatr

Решению Дмитрия Медведева о приостановке приказа обрадовался Александр Калягин. «Но что-то мешает мне радоваться этому в полной мере, — сказал народный артист России. — Я боюсь, что в головах чиновников всё ещё зреет мысль о реформировании театров, их оптимизации, объединении и так далее. А процессы, происходящие в сфере культуры, влияют на настроение в обществе. А это очень, очень важно».

Как выяснила «Парламентская газета», пока представители театров и Минкультуры не обращались в Госдуму и Совет Федерации с тем, чтобы им предоставили площадку для обсуждения судьбы Александринского и Волковского театров. Но обе палаты готовы предоставить такую возможность в случае необходимости. Площадку для дискуссии готово предоставить и Ярославское региональное отделение партии «Единая Россия».

Справка

Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина, известный также как Александринский театр, был учреждён в Санкт-Петербурге в 1756 году сенатским указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой. 

Первый русский профессиональный театр — Академический театр драмы им. Ф. Волкова был учреждён в Ярославле в 1750 году. он назван в честь основателя — купеческого сына Фёдора Волкова, режиссёра, актёра, художника, предпринимателя.

Просмотров 2784

29.03.2019 15:57

Загрузка...

Популярно в соцсетях