Чаевые уберут из чеков в ресторанах

Общепиту запретили навязывать клиентам платные услуги

Чаевые уберут из чеков в ресторанах

Фото: Дудукин Николай/PhotoXPress.ru

Новые правила, нацеленные на защиту прав посетителей точек общественного питания, начнут действовать в России с 1 января 2021 года. Безвозвратно в прошлое должны уйти из счетов ресторанов автоматически включённые туда надбавки за обслуживание, музыкальное сопровождение и аниматоров, которые никто не заказывал и без чего вполне можно обойтись. Клиенты будут вправе получить не только полный перечень дополнительных услуг и условий их оказания, но и точные сведения о пищевой ценности и продуктовом составе блюд, весе порций и объёме бокалов для алкоголя. Для выражения недовольства сохранятся жалобные книги.

Оценить эти требования «Парламентская газета» попросила председателя Союза потребителей Российской Федерации, члена Экспертного совета при Правительстве РФ Петра Шелища.

- Пётр Борисович, насколько проработана, с вашей точки зрения, новая версия правил оказания услуг общественного питания, изложенная в Постановлении кабмина  от 21 сентября 2020 года №1515?

- Это довольно-таки революционная история. В соответствии с законом о защите прав потребителей правила оказания отдельных видов услуг утверждаются постановлениями Правительства. И если вы посмотрите действующие документы такого рода, они все весьма объёмные. Девяносто процентов их текста — пересказ положений закона о защите прав потребителей и иногда некоторых норм санитарных законов. Сейчас эти правила — и это первый опыт — сокращены во много раз. Они умещаются буквально на паре страниц. Они избавлены от повторов законов и, что очень важно, определяют самые необходимые, специфические понятия: «услуги общественного питания», «порция». Остальные определяются так, как это установлено в законе о защите прав потребителей.

Требования к организациям предъявлены справедливые. Я, правда, уже много лет не встречал, чтобы в чек включали чаевые. А в 90-е годы это было довольно популярно, да и в нулевые. Но, думаю, этот вопрос должен быть решён однозначно. И хоть понятие чаевых нигде не определено, его можно считать общеизвестным.

Важно и то, что в полном соответствии с новыми законами об обязательных требованиях, государственном контроле и надзоре в постановлении появились пункты, которых раньше в таких документах не было: о сроке его действия — до 1 января 2027 года — и о поручении Роспотребнадзору обеспечить мониторинг правоприменительной практики. Через полгода после вступления в силу новых правил ведомство должно представить Правительству отчёт об их реальном выполнении и необходимости дополнительных изменений законодательной базы. Надеюсь, что тут всего достаточно, и в целом оцениваю нововведения позитивно.

- Сохранение жалобной книги в общепите оправданно? Минпромторг, например, предлагает убрать такую из торговли как устаревшую форму взаимодействия клиентов и бизнеса.

- Я против того, чтобы её убирали. Во-первых, она никому не мешает. Во-вторых, она помогает людям даже психологически: когда возникают эмоции, лучше пусть выплеснут их в книге, чем орать и кидаться с кулаками на продавца. Плюс это позволит собственникам ресторанов, магазинов полнее оценивать работу своего персонала. Они могут не всё знать об их взаимодействии с клиентами. Если, конечно, владельцы бизнеса этим интересуются. Не интересуются — их никто не заставит. Силы-то никакой у этой книги нет. Потому что закон об обращениях граждан противоречив: вначале вроде бы написано, что он распространяется не только на госорганы, но весь он посвящён обращениям именно в госорганы. Вот те обязаны в течение месяца ответить, а частное лицо — собственник, менеджмент кафе или торгового предприятия — нет. И практики нет судебной, чтобы их наказывали за то, что не отвечают.

Но те, кто хочет демонстрировать доброе отношение к потребителям, конечно, просматривают жалобные книги, отвечают, в каких-то случаях принимают меры.

- Часто сейчас просят выдать жалобную книгу?

- А кто же это теперь проверит? Уверен, что значительно реже, чем в советское время. Потому что теперь выбор большой. Люди наказывают иначе: они просто перестают ходить в не устраивающие их магазины и рестораны, наказывают рублём. Это действительно сильное наказание для бизнеса. Но в момент конфликта лучше дать жалобную книгу. Потому что если её нет, человек может выйти на улицу и кинуть камень в витрину.

- Есть ещё какие-то права посетителей общепита, которые ещё не регулируются?

- Пожалуй, нет. Мы эти темы обсуждали в рамках «регуляторной гильотины». Созданная для этого рабочая группа при Правительстве России, в которой работал я, называется «Торговля и защита прав потребителей». Но я там единственный представитель защитников прав потребителей, все остальные из торговли. Тем не менее я солидарен с их дружной поддержкой Минпромторга в том, что надо избавлять бизнес от слишком детальных требований. Потому что многие обязательные правила бизнес и так использует как инструмент конкуренции.

Долго я добивался там понимания по правилам продажи, чтобы по аналогии с Европой и Америкой продавцов обязали указывать в ценниках не только цену единицы упаковки товара, но и цену единицы веса или объёма того, что упаковано. Чтобы люди могли сравнивать, что реально дороже или дешевле. Заодно это избавило бы производителя от соблазна уменьшать количество продукта в привычной упаковке, когда сахар продают в пачках по 950 граммов или масло фасуют по 180 граммов вместо 200. Вроде купил дешевле, а потом смотришь дома, а там уже даже не 180, а 150 граммов. И мне обидно не из-за денег, а из-за того, что обманули.

Не сумел убедить коллег по рабочей группе в необходимости менять ценники, хотя во многом другом — удалось. Они говорят — и тут тоже есть резон! — некоторые европейские ретейлеры, представленные в России, уже так делают: «Это инструмент конкуренции. Если потребители ценят подобный подход, так начинают делать многие».

В целом Союз потребителей занимает общую позицию: избыточное регулирование — то, без чего можно обойтись — идёт экономике во вред.

Просмотров 1741

30.09.2020 16:56

Пример
Загрузка...

Популярно в соцсетях