Не Пулковым единым

Ленинградская область хочет отменить соглашение с Петербургом, запрещающее ей строить у себя пассажирские аэропорты

Не Пулковым единым

Аэропорт для лоукостеров позволил бы жителям региона летать в другие города и страны дешевле, чем из Пулкова

И дея построить в Ленобласти аэропорт появилась года два назад и сразу понравилась властям региона. А что, возможности есть: целых семь военных аэродромов, многие из которых уже не используются. Одна из таких площадок в Сиверском под Гатчиной.

Монополия по договору

Однако эта идея упёрлась в юридический барьер. В 2009 году, когда начиналась реконструкция аэропорта Пулково и для неё требовались колоссальные инвестиции, Петербург и Ленобласть договорились создать будущему международному хабу условия максимального благоприятствования. А именно – отказаться от строительства любых других аэропортов в радиусе 450 километров от имеющегося. В эту окружность помещается вся область, да ещё и с запасом. Вот и Сиверский находится всего в 55 километрах от Питера и будет нарушать договорённости.

– Соглашение есть, его надо выполнять, – откликнулся на идею областных властей зам­главы Минтранса Николай Асаул, одновременно заметив, что перспективы Сиверского как международного пассажирского узла равны нулю.

Впрочем, тогда, в 2009 году, было одно учреждение, которое возражало против запрета строить другие аэропорты: Федеральная антимонопольная служба увидела в этом ограничение конкуренции. На её возражения ответили тем, что мест под новые аэровокзалы всё равно нет, и ФАС с этим доводом согласилась. А теперь места вдруг нашлись. 

Справка Аэродром в Сиверском построен в 1937 году. Имеет взлётно-посадочную полосу длиной 2,5 километра, способную принимать самолёты класса Ту-134, «Боинг-737», А-310 и легче. Рядом находятся трасса Е-95 и станция Сиверская, до которой можно наладить скоростное железнодорожное сообщение.


Это может стать юридическим основанием для отмены соглашения между регионами – если не всего, то хотя бы в части запрета на строительство альтернативных аэродромов. Первый шаг к этому губернатор Лен­области Александр Дрозденко уже сделал: в начале нояб­ря написал письмо своему петербургскому коллеге Георгию Полтавченко, в котором сообщил, что 47-й регион временно выходит из соглашения – до получения оценки ситуации из антимонопольной службы. Александр Дрозденко сослался на то, что соглашение ставит своей целью развитие авиационной деятельности, авиаперевозок и туризма в обоих регионах, а запрет на новые аэропорты, по его мнению, не соответствует этой цели и противоречит социально-экономическим интересам области. Дрозденко послал обращение и в Ленинградское УФАС, которое попросил оценить соответствие положений соглашения законодательству России.

Долгая история

Бумаги пришли к антимонопольщикам 7 ноября. Срок их рассмотрения – 30 дней, то есть 7 декабря должен был появиться ответ. Но его пока ждать рано.

– Обращение губернатора Ленинградской области мы передали в Москву, – объяснила пресс-секретарь Ленинградского УФАС Александра Корнева. – Когда возникает спор между двумя субъектами Федерации, он, согласно нашему регламенту, может рассматриваться только в центральном аппарате. Мы собрали базу документов по этому делу и передали всё в Москву, чтобы там могли с ней работать.

Бумаги отправили в столицу 28 ноября – с этой даты и начался отсчёт новых 30 дней. Так что ФАС даст ответ к новому году.

– Мы пока никак не комментируем и не можем комментировать эту ситуацию, – сказал пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов. – Вопрос находится на рассмотрении регулятора, он должен дать свою оценку, тогда и будут комментарии.

Видимо, решение ФАС вряд ли станет окончательным: недовольная вердиктом антимонопольщиков сторона наверняка подаст в суд. Затем кассация, апелляция… В общем, долгая история.

Тем не менее Ленобласть уже договорилась с ДОСААФ, которому принадлежит аэродром в Сиверском, о передаче земли региону, чтобы привлечь инвестора, как только юридические препятствия исчезнут, благо два претендента уже имеются. ДОСААФ же обещано за счёт бюджета привести в порядок другой заброшенный аэродром.

Низкие цены

Хотя ясно, что запрет на строительство других аэропортов появился ради Пулкова, чтобы никто не помешал ему отбить понесённые на строительство нового терминала затраты, там стараются сохранять олимпийское спокойствие.

– Мы не являемся стороной соглашения между Петербургом и Ленинградской областью, – отказались комментировать спор в компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей Пулково. – В свою очередь, как главный оператор Пулкова, мы продолжаем действовать в соответствии с соглашением о государственно-частном партнёрстве, на основе которого консорциум управляет аэропортом.

Впрочем, там отметили, что пропускная способность Пулкова – 18 миллионов человек в год, а фактический пассажиропоток в прошлом году составил 13,5 миллиона.

– Таким образом, Пулково имеет существенный запас пропускной мощности для обслуживания пассажиров, – отметили в компании.

Более того, план развития предполагает, что пропускная способность будет ещё расти: терминальную и аэродромную инфраструктуру будут расширять до 2039 года. Одновременно ведётся поиск всё новых авиа­перевозчиков – только в этом году выполнять рейсы из Пулкова начали 10 новых компаний, открыты 14 новых направлений.

Так что теоретически альтернативному аэропорту ничего не светит: огромный, находящийся под боком у Петербурга Пулково и так недозагружен. Против этого Ленобласть выставляет дисконт-концепцию Сиверского: небольшой аэропорт для компаний-лоукостеров, как в популярной у петербуржцев финской Лаппеенранте.

Сейчас в Пулкове таких компаний практически нет: стоимость услуг по взлёту-посадке, обслуживанию самолётов, пассажиров и грузов у петербургского монополиста – одна из самых высоких в Европе, и бюджетным авиалиниям, экономящих на всём, её не потянуть. Из-за этого лоукостеры для жителей Северо-Запада России недоступны. Собственно, потому Лаппеенранта и популярна – откуда ещё слетаешь в Рим, Милан, Цюрих или Париж за 50–100 евро в оба конца? А Лен­область обе­щает сделать цены за наземное обслуживание в Сиверском скромными, чтобы бюджетным авиалиниям они были по карману. Это может оттянуть пассажиропоток из Пулкова, ему придётся конкурировать и снижать свои тарифы.

Сиверский пригоден и для внутренних, коротких рейсов – в те же Петрозаводск, Архангельск, Вологду, Сыктывкар. Если цены будут ниже пулковских, наверняка найдутся пассажиры, готовые потратить на дорогу до аэропорта на час больше, но сэкономить деньги. А вот сверхкороткие перелёты, например в Псков, из Пулкова выполняться не могут в принципе: они станут золотыми. Но из недорогого Сиверского – вполне.

Александр Дрозденко
Александр Дрозденко губернатор Ленинградской области – Ленинградская область – транзитный регион, связывающий Россию с Европой. И по нашему мнению, наряду с автомобильными, морскими и железнодорожными перевозками нам необходимо развивать и авиацию, тем более что в том же посёлке Сиверский, где расположен бывший военный аэродром, взлётная полоса расположена так, что самолёты смогут на 10–15 минут быстрее, чем из Пулкова, оказываться в европейском воздушном пространстве. При этом мы не ставим задачу конкуренции с аэропортом Санкт-Петербурга с точки зрения регулярных пассажирских перевозок. По мнению наших потенциальных партнёров в этом проекте, в Сиверском можно создать условия для полётов лоукостеров и грузовой авиации.

Ведь сейчас в силу подписанного соглашения Ленинградская область ограничена в возможности дальнейшего развития логистического направления. И получается, что один российский регион диктует другому, чем он не может заниматься. Между тем в соседней Финляндии даже в небольших городах есть аэропорты, из которых за 50 евро можно улететь в Париж или Барселону. И при этом ни в одном аэропорту мира нет такого микса, как у нас, когда в Пулково параллельно существует и частная, и гражданская, и коммерческая, и грузовая авиация. Мы же предлагаем сделать недорогой

аэропорт, размер авиационных сборов в котором будет выгоден как лоукостерам, так и частникам и где перевозчикам будет выгодно принимать и отправлять грузы. В Сиверском есть железная дорога, есть другие подъездные пути, и значит, существуют предпосылки для создания грузового хаба.

Интерес к реализации проекта выразила компания «Евросиб», которая уже выполнила ТЭО по проекту. Кроме того, мы получили инвестиционное предложение от инвестиционного фонда, имеющего швейцарскую регистрацию, о реализации проекта создания аэропорта в Сиверском.

Ещё раз подчеркну: не следует думать, что мы хотим действовать вопреки Санкт-Петербургу, нет, задача правительства Ленинградской области – развивать транспортные возможности нашего региона. Именно об этом говорим мы и наши потенциальные партнёры, готовые вкладывать средства в развитие нового аэропорта.

 

 

Просмотров 2378

09.12.2016 13:54