Валентина Матвиенко предложила создать единый Центр высоких технологий ЕАЭС
Кроме того, спикер Совета Федерации призвала скорее сформировать специальный фонд для финансирования научных проектов на евразийском пространстве
Роль научных исследований, их успех и эффективность имеют принципиальное значение для евразийской интеграции. Однако пока координация в этой сфере между участниками Евразийского экономического союза в должной мере отсутствует – с этого начала своё выступление Валентина Матвиенко на заседании Интеграционного клуба 23 ноября, в котором приняли участие ректоры ведущих российских вузов, руководства РАН и Минобразования.
Науку в ЕАЭС не поддерживают. Пока
Договор о ЕАЭС акцентирован на вопросах развития промышленности, транспорта, агропромышленном комплексе, а вот научно-образовательное сотрудничество остались «за скобками». Вот почему Валентина Матвиенко высказалась о необходимости создать соответствующие институты в рамках евразийского проекта.
В структуре Евразийской экономической комиссии отсутствует орган, ответственный за сотрудничество в сфере образования. Спикер Совфеда не только поставила вопрос о создании профильного департамента ЕЭК по науке, образованию и интеллектуальной собственности, но и призвала расширить функции самой комиссии. «Целесообразно рассмотреть вопрос о создании Центра высоких технологий ЕАЭС», – предложила Матвиенко.
Ещё в апреле утверждено Положение о формировании евразийских технологических платформ по 14 направлениям. По мнению Валентины Матвиенко, необходимо проработать вопросы их правового статуса. «Очевидно, что совместные научные исследования нуждаются в финансировании – в том числе за счёт специализированного фонда. В этой связи давно пора приступить к созданию межгосударственного фонда научных исследований стран – участниц СНГ», – считает председатель Совета Федерации. Решение об этом одобрено ещё в 2012 году. А в июле этого года договорились о создании Евразийской ассоциации организаций поддержки научных исследований. Этот институт также, по мнению Матвиенко, ляжет в основу научного прогресса в рамках ЕАЭС.
Очевидно, что совместные научные исследования нуждаются в финансировании – в том числе за счёт специализированного фонда. В этой связи давно пора приступить к созданию межгосударственного фонда научных исследований стран – участниц СНГ.
Ближнее зарубежье просит учебники и учителей русского языка
Отдельно прозвучала тема продвижения русского языка за рубежом. Сенаторы уверены, что его роль на евразийском пространстве необходимо повышать. Валентина Матвиенко считает, что необходимо вести переподготовку учителей русского языка и, наконец-то, наладить их командировки из России в страны СНГ. Там, кстати, русские школы поддерживают, но жалуются, что мы перестали присылать своих специалистов, хотя это делалось даже в самые трудные времена нашей общей советской истории.
То же самое касается поставок методической литературы. По этому вопросу Валентина Матвиенко даже вступила в дискуссию с замминистра образования Вениамином Кагановым, который признал проблемы с поставками учебников в страны ближнего зарубежья. «Понятно, что всё упирается в финансирование, – расставила акценты спикер палаты регионов. – Просто посчитайте, какова цена вопроса, и мы обратимся к бизнесу, найдём источники. Это не столь дорогостоящая задача. Поэтому просто подготовьте предложения на этот счёт».
Ещё один вопрос, напрямую связанный с предыдущим – это увеличение числа бесплатных мест для иностранных студентов в российских вузах. Валентина Матвиенко посетовала на то, что несмотря на большое желание молодёжи учиться в вузах России, количество бесплатных мест для иностранных студентов крайне незначительно. «Совет Федерации неоднократно поднимал эту проблему. Мы обратились в Правительство, в МИД. И когда это касалось только наших соотечественников за рубежом, квоты увеличили. Но это полумера. Предлагаю увеличить количество бесплатных мест в российских вузах для студентов из стран ЕАЭС, а для наиболее талантливых ввести систему грантов», – сказала сенатор.
20 миллиардов юаней на китайских студентов в России
У такой перспективы уже наметилось реальное воплощение. Застрельщиком выступил Китай. Как сообщил вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин, недавно подписано соглашение между РАН, МГУ с российской стороны и Нанкинским университетом – со стороны КНР. Суть соглашения – создать российско-китайский институт, с помощью которого студенты, молодые учёные будут приезжать учиться из Китая в Россию. Уже выделено финансирование – КНР вложила в проект 20 миллиардов юаней.
Отдельно стоит вопрос об использования проектов, которые себя уже зарекомендовали на интеграционном поле. Например, есть успешный опыт Славянских университетов, которые строят свои программы на российских образовательных стандартах и уже открыты в Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистане.
Вместе с тем растёт роль сетевых университетов – они действуют в рамках СНГ, создаются для стран БРИКС, развивается аналогичный проект и в ЕАЭС. Между тем руководители ведущих вузов называют такие университеты лишь одним из путей интеграции евразийского образования. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов обратил внимание на то, что в данном случае надо использовать синтетические модели взаимодействия. Как пример, достойный подражания, он назвал конференции министров образования стран – участниц АСЕАН, которые позволили сформировать единые подходы к образованию в рамках интеграционного союза. Подобные форумы можно проводить раз или два раза в год и среди стран – участниц ЕАЭС.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко