От пальмового масла пока оградят только малышей
В осеннюю сессию депутаты рассмотрят законопроект о запрете его использования в продуктах детского питания

Законодатели и эксперты утверждают, что пальмовое масло вредит не только здоровью россиян, но и сельскому хозяйству страны.
С 1 января 2017 года в России будет введена специальная маркировка для продукции с пальмовым маслом. В то же время полностью запретить пальмовое масло Правительство пока не готово: в конце сентября Министерство финансов отказалось даже от идеи ввести акциз на этот продукт.
Что же это за продукт?
Это масло растительного происхождения, которое в России используется очень широко – например, для приготовления сыров, творога, сметаны, сливочного масла, кондитерских изделий, бытовой химии и косметики.
В пальмовом масле есть полезные вещества, но в то же время в нём содержится большое количество насыщенных жирных кислот, повышающих содержание вредного холестерина в крови. И употребление большого количества пальмового масла может привести к болезням сердца.
Однако производителям продуктов «пальма», как её называют специалисты, заметно помогает: это масло увеличивает срок хранения, может использоваться как замена более дорогого молочного жира, улучшает вкусовые качества продуктов. Оттого в России её популярность растёт.
По словам члена Совета по Агропромышленному комплексу при Совете Федерации Юрия Морозова, в этом году отмечается рост импорта пальмового масла и его производных на 12 процентов по сравнению с 2015 годом. С января по август в Россию было ввезено 477 тысяч тонн продукта.
Парламент против пальмы
Многие российские законодатели в вопросах применения пальмового масла довольно категоричны: по их мнению, никакой пользы оно не несёт, а может только навредить здоровью человека.
В ноябре 2015 года депутат Госдумы от «Единой России» Мария Кожевникова предложила законодательно запретить использование пальмового масла в производстве пищевой продукции для детей и подростков, соответствующие поправки предлагалось внести в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Похожий законопроект вносила и депутат Госдумы от ЛДПР Маргарита Свергунова, которая также инициировала запрет на использование пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок при производстве продуктов.
Законопроект должен был защитить граждан от некачественных и вредных продуктов, изготовленных с использованием ядовитых веществ, плохо влияющих на здоровье и угрожающих жизни населения.
В июле 2016 года депутаты Законодательного собрания Ленинградской области внесли в Государственную Думу законопроект о введении запрета на содержание пальмового масла в продуктах детского питания. Законодатели предлагали также ввести административное наказание за реализацию продукта и ужесточить ответственность за фальсификацию и нарушение техрегламентов при производстве продуктов питания. Для граждан предусматривался штраф от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч, для юридических лиц – до одного миллиона рублей.
Авторы инициативы отмечали, что, согласно исследованиям, в детском организме олеин из пальмового масла плохо усваивается, так как связывается с кальцием и выводится из организма. Это, в свою очередь, может вызвать дальнейшую нехватку кальция, что негативно сказывается на здоровье и росте ребёнка.
Законопроект депутатов из Ленинградской области может быть рассмотрен Госдумой уже в эту осеннюю сессию. Шансы на рассмотрение есть и у инициативы Марии Кожевниковой. А вот проект закона Маргариты Свергуновой уже был отклонён, получив отрицательный отзыв Правительства.
Мнения разделились
Член Совета по Агропромышленному комплексу при Совете Федерации Юрий Морозов считает, что необходимо в течение ближайших 2-3 лет перевести российскую промышленность на беспальмовое производство.
– Сегодня «пальма» разваливает наше сельское хозяйство, – считает Морозов. – Мы кормим крестьян из Индонезии и Малайзии и не можем сделать конкурентоспособной нашу молочную продукцию. Основной объём «пальмы» идёт в молочную промышленность, а сливки с этого процесса снимают зарубежные фирмы. Мы вкладываем деньги в развитие молочной отрасли, эти деньги перекочёвывают в карман тех людей, которые занимаются импортом пальмового масла.
При этом Юрий Морозов считает несостоятельными аргументы бизнеса о том, что запрет пальмового масла навредит экономике отрасли. «Науке надо дать задание, чтобы несколько институтов разработали систему, используя для этого жидкие растительные масла, которых у нас теперь достаточно», – сказал Морозов «Парламентской газеты».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции ЛДПР Иван Сухарев заметил, что необходимо в целом совершенствовать законодательную базу по вопросам здорового питания.
– Партия ЛДПР выступает за то, чтобы наши граждане могли дышать чистым воздухом, пить чистую воду и употреблять безопасные здоровые, желательно отечественного производства продукты, – отметил депутат. – Законопроекты, касающиеся этих вопросов, мы будем вносить в осеннюю сессию.
Между тем руководитель лаборатории пищевых продуктов ФГБНУ «НИИ питания», доктор биологических наук Владимир Бессонов убеждён, что в спорах вокруг применения «пальмы» в пищевых продуктах больше мифов, чем правды.
– Любой продукт, который является не вполне традиционным для России, вызывает опасения, – пояснил эксперт. – Мы сколько угодно можем говорить о том, что пальмовое масло накапливается, не переваривается, не усваивается и не плавится. Но я ни разу не видел, чтобы мифы, которые бытуют в Интернете, имели хоть какое-то научное подтверждение. Конкретные научные исследования говорят о том, что пальмовое масло переваривается и имеет такой же процент усвоения, как все растительные жиры.