Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Совет законодателей не даст регионам отсидеться

Сенаторы и депутаты хотят поддерживать как можно больше инициатив с мест

10.12.2015 16:57

Совет законодателей не даст регионам отсидеться
Фото Владимира Афанасьева

О том, что такое современное российское законодательство, чего ему не хватает и как организовать работу региональных парламентов так, чтобы их инициативы чаще получали одобрение в Федеральном Собрании, сенаторы, депутаты и чиновники говорили на заседании Президиума Совета законодателей под председательством спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

За каждым законом — стратегия

Парламентарии обязаны стоять на страже правового государства, вершиной которого является Конституция, а все противоречащие ей придумки и сценарии лишь вводят в заблуждение людей и способны спровоцировать социальную рознь, расшатать общественно-политическую стабильность. Об этом заявил Сергей Нарышкин.  Он уверен, что главный закон страны даёт наилучшее представление о том, каким курсом должна двигаться Россия. «В актуальной законотворческой повестке не должно быть места заведомо антиконституционным проектам», — отметил Нарышкин.

Спикер также отметил, что все члены Совета законодателей обязаны видеть за текущими правотворческими задачами стратегические приоритеты страны. «А для этого нужно не только принимать новые, действительно востребованные законы, но вместе и своевременно парировать угрозы стабильности законодательного регулирования», — подчеркнул Нарышкин и добавил, что в условиях обострения международной обстановки или внутренней социально-экономической ситуации всегда находятся охотники поиграть с популистскими идеями, а подчас и с крайними радикальными лозунгами. «Политика — политикой, но облекать их в форму законодательных инициатив означает помогать их продвижению», — сказал председатель. Он продолжил, что именно поэтому националисты и экстремисты разных мастей должны получать отпор, в том числе и в парламенте.

Он подчеркнул, что именно парламентарии обязаны следить за соблюдением прав граждан, ведь права эти должны обеспечиваться на всей территории России. Глава палаты призвал коллег теснее сотрудничать с региональными парламентами, вместе вести мониторинг правоприменения и содействовать продвижению законопроектов в Совете законодателей для нулевого чтения и в парламенте. «16% — это нынешняя доля инициатив, попавших в Совет, отсюда и низкий коэффициент их полезного действия», — сказал Нарышкин. Он напомнил, что за истекающий год лишь 9 законопроектов из сотен,  инициированных парламентами регионов, были приняты. «Надо серьёзнее отнестись к возможностям, созданным на площадке Совета законодателей», — заключил Нарышкин и напомнил, что отчёт о состоянии российского законодательства будет представлен 27 апреля.

А вот первый вице-спикер Совета Федерации Николай Фёдоров считает, что ситуация с региональными законодательными инициативами не столь плачевна и есть положительная динамика: «Совет законодателей оценивает свою работу в 2015 году позитивно, несмотря на то что  лишь 9  из сотен инициатив заксобраний регионов стали законами,  — это достижение, раньше не было и его, так что динамика весьма позитивная». Фёдоров напомнил, что второй раздел готовящегося отчёта о состоянии российского законодательства посвящён приоритетам госполитики в законодательстве регионального уровня. Речь идёт об антикризисных мерах, развитии малого и среднего бизнеса. «И уже 76 субъектов дали нам свои предложения по этим вопросам», — сообщил сенатор. Он добавил, что сейчас выявляются основные направления дальнейшего совершенствования федерального и регионального законодательства.

В частности, депутаты и сенаторы несут часть ответственности за конфликтную ситуацию, сложившуюся вокруг введения системы оплаты за проезд большегрузного транспорта по федеральным трассам. «Парламентарии могли бы принять во внимание, что с 2011 года, когда был принят закон о взимании платы с дальнобойщиков, ситуация в стране существенно изменилась, но никто из нас не решился посмотреть на начало введения этого закона в действие», — подчеркнул Фёдоров. Он считает, что всё это должно быть моментом ответственности как федеральных парламентариев, так и региональных заксобраний. Плюс Фёдоров уверен, что в стране не хватает должного закрепления авторитета парламента в обществе.

Корректировки нужны всегда

О том, что избирательное законодательство в России сформировано, хотя ему и нужны «точечные» коррективы, заявил глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

При этом он отметил, что определённая детализация избирательного законодательства нужна. В частности, речь идёт о необходимости согласования ряда положений новой редакции закона о выборах в Госдуму с уже действующим законодательством. Плигин также сообщил, что потребуется дальнейшее внесение изменений в миграционное законодательство. То есть его более детальная привязка к концепции федеральной миграционной политики РФ на период до 2025 года. «По своей природе российские миграционные процессы отличаются от тех процессов, которые существуют в Европе, а потому те изменения законодательства, которые мы предлагаем, должны отражать условия, существующие на постсоветском пространстве», — подчеркнул руководитель комитета. Кроме того, по его словам, остаётся  проблема отсутствия комплексного подхода в процессе корректировки действующего законодательства. Этот подход предполагает пакетный режим законодательных изменений. Он выражается в рассмотрении в парламенте основного концептуального законопроекта и сопутствующих норм, уточняющих положение иных, смежных с ним нормативно-правовых актов».

Не забыл Плигин упомянуть и о позитивных моментах. Одним из них стала кодификация законодательства — сейчас разрабатывается  Концепция Гражданско-процессуального кодекса РФ. И практически  готова новая редакция Кодекса об административных правонарушениях. «Рекомендация отчёта 2013-2014 годов позволила глубоко проработать концепцию и содержание Кодекса административного судопроизводства. Этот кодекс скажется на взаимодействии целого ряда институтов — органов власти и федеральных и субъектов», — объяснил парламентарий.

Он обратил внимание на то, что быстрое принятие законопроектов, направленных на решение тактических задач, приводит людей к ощущению утраты регулирующего воздействия, происходит расхождение между реальными социальными условиями и правовой нормой.  Получается, что санкции закона не отвечают справедливости. Это проявляется в излишней декларативности законодательства и на обеспечении его институтами принуждения.

«В обществе существует подтверждённый научными исследованиями запрос каждого индивида на справедливость, и на право возлагается сверхфункция по детальному урегулированию всех отношений. Отсюда возникает требование к детализации. А мы, вместо того чтобы трогать подзаконный акт, начинаем менять закон. В тексте проекта отражаются конкретные области и аспекты, которые требуют предметного обсуждения», — заявил Плигин. Он добавил, что надо продолжать совершенствование налогового законодательства, так как в кодексе есть излишняя сложность и внутренняя противоречивость его отдельных положений, — это приводит к частым изменениям. Стратегическим приоритетом является совершенствование нормативно-правовой базы в области промышленной политики и технического регулирования.

Активность регионов надо развивать

Вице-спикер Госдумы Андрей Исаев сообщил, что Совет законодателей будет активнее заниматься проработкой и изучением законопроектов, поступающих в Госдуму из регионов. «Всегда неприятно отклонять и возвращать законодательные инициативы коллег из субъектов. Думаю, что наша кропотливая работа позволит это нам делать как можно меньше и как можно больше инициатив из регионов поддерживать», — высказался Исаев. Он отметил, что увеличить число принимаемых законопроектов, внесённых регионами, позволит профильным комитетам Госдумы принимать во внимание заключения Совета законодателей на соответствующие законодательные инициативы.

Сергей Нарышкин выдвинул идею: «Не следует ли рекомендовать региональным парламентам внести дополнения в свои регламенты, которые бы требовали от этих парламентов использования возможности Совета законодателей для нулевого чтения? Мы могли бы этот вопрос подготовить к следующему заседанию Президиума Совета и письменно принять такую рекомендацию в адрес региональных парламентов».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1606