Почему Госдума отклоняет инициативы регионов. Рейтинг причин
Комитет по регламенту и организации работы Госдумы подвёл итоги взаимодействия её 6 созыва с региональными парламентами. Регионы стали вносить законопроекты в 1,5 раза чаще, а процент их принятия прежний — 3,4. Комитет выработал механизмы по улучшению взаимодействия.
По данным Комитета, с декабря 2011 г. по май 2013г. регионы внесли в Госдуму 468 законопроектов. Это в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. До стадии опубликования в «Парламентской газете» (после чего закон вступает в силу, если иное не оговорено в нём) дошли 16, что составляет 3,4%. Такой же процент наблюдался в 5 созыве. Причины отклонения те же:
1. Нарушение ст.104 Конституции РФ, по которой субъект права законодательной инициативы обязан представить вместе с ней заключение Правительства РФ (если она требует расходов федерального бюджета). По регламенту Госдумы (ч.3 ст.108) законопроекты без заключения возвращаются субъекту права. «Проблема вызвана неспособностью законодательного органа сформировать адекватное финансово-экономическое обоснование, поэтому отсутствие отзыва Правительства РФ становится непреодолимым барьером в реализации права законодательной инициативы», - говорит председатель Комитета Сергей Попов. По этой статье в 2012 году возвращены 70% внесённых законопроектов.
2. Нарушение ст.8 ФЗ «О введении в действии УК» и пункта «К» ч.1 ст.105 регламента Госдумы. Они обязывают вносителя поправок в УК представлять Госдуме отзывы на них Верховного суда и Правительства РФ.
3. Внесение законопроекта с тем же предметом регулирования, что и законопроект, уже находящийся на рассмотрении Госдумы.
4. Несоответствие предлагаемых мер действующему законодательству.
5. Наличие внутренних противоречий в тексте законопроекта; попытка решить проблемы, решённые другими законами.
Улучшать взаимодействие с региональными парламентами Комитет предлагает путём семинаров, круглых столов; активизацией консультаций этих парламентов с Комитетами Госдумы; путём внесения совместных с Советом Федерации инициатив, а также путём выдвижение совместных инициатив регионов («две головы лучше»).