Парламент: ГД — законотворчество — народные предприятия
Парламент: ГД — законотворчество — народные предприятия
По мнению депутатов, принятый в 1998 году закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» должен был привести к стремительному росту организаций, в которых контрольный пакет акций принадлежит трудовому коллективу. Однако до настоящего времени в России зарегистрировано всего около 150 предприятий такого типа. В тоже время известно, что распределение ценных бумаг среди членов трудового коллектива имеет свои неоспоримые преимущества. В частности, сотрудник заинтересован в прибыли компании, что мотивирует его работать продуктивнее и ответственнее относиться к имуществу предприятия.
Первый законопроект – «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"» упрощает условия создания и функционирования народных предприятий.
В частности, предлагается отменить требование к количеству акций (не менее 49%), которым должны обладать работники к моменту принятия решения о создании народного предприятия. Документом закрепляется, что работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51 процентов его уставного капитала (а не 75 процентов, которые установлены в настоящее время). Введение именно такого количественного показателя отвечает требованиям разумности и эффективности и соответствует мировому.
Законопроектом также снижается необходимая среднесписочная численность работников предприятия с 51 человека до 10, отменяются требования к минимальному размеру уставного капитала народного предприятия и к максимальному числу акционеров народного предприятия. Эти нормы направлены на упрощение и оптимизацию порядка преобразования организаций в народное предприятие.
Вводится запрет на осуществление иных форм сделок с акциями работников, кроме договора купли-продажи. Законопроект также запрещает совмещать должности генерального директора и председателя наблюдательного совета. Такое совмещение исполнительно-распорядительных и контрольных функций зачастую влечет за собой злоупотребление полномочиями, что негативно сказывается на эффективности работы предприятия.
Второй законопроект – «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового Кодекса РФ» направлен на развитие дополнительных мер повышения заинтересованности граждан в создании народного предприятия. Он предполагает снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 15% для народных предприятий и кредитных организаций по операциям, связанным с кредитованием создаваемого народного предприятия.