Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Парламент: Госдума – электронный парламент – 2

Парламент: Госдума – электронный парламент – 2

20.10.2011 18:37

Он напомнил,  что по инициативе Государственной Думы с 2003 года ведется работа по созданию Единой государственной автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания РФ и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (ГАС "Законотворчество").

Первоначальной основой стала разработанная силами Аппарата Государственной Думы Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности и объединенная компьютерная сеть субъектов права законодательной инициативы с центром управления сетью в Государственной Думе. В настоящее время к сети, кроме палат Федерального Собрания РФ, имеют доступ законодательные органы всех субъектов Федерации, Конституционный и Верховный суды России.

«Система даст гражданам и организациям гражданского общества возможность иметь полную и достоверную информацию, которая необходима для реализации их законотворческого потенциала, для участия в разработке законов и общественном контроле за законодательной деятельностью», - подчеркнул Валерий Язев.

Он пояснил, что уже изначально предусмотрено использовать все существующие и создаваемые каналы для доведения до граждан информации и предоставления им возможности вносить предложения по законопроектам.

По словам вице-спикера в ходе дальнейшего развития ГАС «Законотворчество» предусмотрено перейти от трансляций заседаний Государственной Думы  в объединенной компьютерной сети к обеспечению двухсторонних трансляций не только пленарных заседаний палат Федерального Собрания и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, но и парламентских слушаний в режиме реального времени, что значительно расширит круг участников публичного обсуждения проблем законодательного регулирования общественных отношений.

«Создание электронного парламента позволит сформировать единое информационно-технологическое пространство законодательной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также нормотворческой деятельности на местном уровне, обеспечивающее повышение ее эффективности», - отметил вице-спикер.

В совещании по обсуждению проекта Концепции  формирования электронного парламента до 2015 года  приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководство аппаратов обеих палат, представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъектов Федерации, научных и общественных организаций.

По предложению палат Федерального Собрания в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 – 2010 годы)" в 2003 – 2008 годах сформированы технологические контуры Единой государственной автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания РФ, органов законодательной власти субъектов РФ и нормотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления (ГАС "Законотворчество") и Парламентского портала.

Создание информационных, информационно-технологических и других составляющих электронного парламента (ГАС "Законотворчество", Парламентский портал, Государственная система правовой информации) предусмотрено в Плане реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденном Президентом Российской Федерации 13 февраля 2010 года, и Государственной программе "Информационное общество (2011–2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября

2010 года № 1815-р.

Поэтому совещание стало закономерным этапом на этом многолетнем пути и завершилось одобрением Концепции формирования в Российской Федерации электронного парламента до 2015 года и плана мероприятий по ее реализации.

Концепция разработана по инициативе Государственной Думы межведомственной рабочей группой при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации по вопросам формирования электронного парламента с участием представителей палат Федерального Собрания, законодательных органов субъектов Российской Федерации, научных и общественных организаций.

По данному в концепции определению электронный парламент представляет собой новую форму участия граждан и организаций гражданского общества в законотворчестве, а также организации деятельности и взаимодействия субъектов права законодательной инициативы и других участников законодательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на всех этапах законотворчества от выявления потребностей в правовом регулировании определенных общественных отношений, планирования законопроектной работы и разработки законопроекта до его внесения и рассмотрения в законодательном (представительном) органе, подписания и опубликования закона.

Формирование электронного парламента в Российской Федерации стало возможным благодаря значительному повышению функциональных возможностей ИКТ для использования в законотворческом процессе, повышению правовой и компьютерной грамотности граждан Российской Федерации.

В концепции подчеркнуто, что первым значительным шагом по реализации функции электронного парламента как инструмента прямой демократии посредством привлечения широких слоев гражданского общества к обсуждению важнейших законопроектов стало вынесение Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым на общественную экспертизу законопроектов "О полиции" и "Об образовании" с опубликованием их текстов на специально созданном сайте www.zakonoproekt.ru.

Нормативная конкретизация механизма участия граждан  была обеспечена Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 9 февраля 2011 года № 167 "Об общественном обсуждении федеральных конституционных законов и федеральных законов". В частности, в Указе предусмотрено, что для вынесения по поручению Президента на общественное обсуждение законопроектов используются ведомственные или специально созданные сайты в сети Интернет.

Не менее важным событием для формирования основ электронного парламента стало решение Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, о котором он сообщил в ходе своего выступления в Государственной Думе 20 апреля 2011 года. Правительство Российской Федерации как автор большинства законодательных инициатив намерено предложить новый формат разработки нормативных правовых актов, для чего планируется предусмотреть механизмы общественного обсуждения всех социально значимых правительственных законопроектов. Председатель Правительства Российской Федерации особо подчеркнул необходимость непосредственного участия граждан страны в данном процессе. При этом процедура общественного обсуждения должна привлекать широкий круг экспертов и граждан при помощи использования современных информационных технологий.

В концепции говорится, что электронный парламент включает общественный и профессиональный контуры.

Как часть «Электронного общества» и в целом «Электронной демократии» общественный контур электронного парламента предполагает возможность использования ИКТ гражданами и организациями гражданского общества в рамках участия в законотворческом процессе, в частности, в обсуждении и проведении общественных экспертиз проектов законодательных инициатив, внесенных законопроектов и действующих законов. При этом предполагается более активное и широкое вовлечение в эти процессы граждан через Интернет, мобильные средства связи и другие современные технологии.

Как часть «Электронного государства» профессиональный контур электронного парламента предполагает возможность использования ИКТ для автоматизации работы государственных органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления и обеспечивает законопроектную и нормотворческую деятельность субъектов права законодательной инициативы и других участников законодательной и нормотворческой деятельности.

При этом электронный парламент предоставит участникам законотворческой деятельности общественного контура те же информационные сервисы, что и участникам профессионального контура.

Вопросы формирования электронного парламента были с различных сторон освещены в выступлениях председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи С.В. Железняка, члена Комитета Совета Федерации по образованию и науке, члена Комиссии Совета Федерации по информационной политике, руководителя рабочей группы по вопросам формирования электронного парламента при президиуме Совета по развитию информационного общества в Российской Федерации Р.У.Гаттарова, председателя Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы О.И.Аршба, директора ФГУП НИИ "Восход" Л.Ю.Бородинова, председателей Смоленской областной Думы А.И.Мишнева и Московской городской Думы В.М.Платонова, заведующей сектором информационного права Института государства и права Российской академии наук И.Л.Бачило, руководителя аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ю.Н.Кравцова (перечень может измениться) и других участников совещания.)

Вместе с тем ситуация с созданием электронного парламента не может не вызывать серьезных сомнений в реальности выполнения намеченных планов.

Для продолжения работ требуется выделение финансовых средств из  федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы.

Необходимо принятие нормативного правового документа, определяющего права и обязанности участников создания и функционирования электронного парламента, порядок его финансирования, государственных заказчиков основных систем.

В связи с многоуровневой структурой электронного парламента, участием в законотворческом процессе граждан, всех органов государственной власти и местного самоуправления таким документом, по мнению участников совещания, может стать только указ Президента Российской Федерации.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1163