Жильё может стать более доступным

Этому поспособствует государственно-частное партнёрство в строительной сфере

Жильё может стать более доступным

ВЛАДИМИР РЕСИН. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ДЕПУТАТА

Чтобы увеличить количество нового жилья, государству необходимо создать для инвесторов благоприятные условия. Региональные власти, например, могут профинансировать создание необходимой инфраструктуры, что уменьшит расходы застройщиков и сделает жильё доступнее. Законопроект о введении государственно-частного партнёрства при жилищном строительстве в Госдуму внесут осенью. Накануне Дня строителя, который в этом году отмечается 12 августа, один из авторов документа, авторитетнейший специалист стройотрасли, депутат Владимир Ресин рассказал «Парламентской газете», как может измениться рынок жилья в ближайшее время.

- Владимир Иосифович, в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин одной из задач назвал ввод 120 миллионов квадратных метров жилья ежегодно. За счёт чего можно добиться таких показателей?

- Сразу скажу, что равномерное развитие жилищного строительства во всех субъектах чисто рыночными методами не обеспечить. Инвестор всегда будет смотреть на крупнейшие города просто потому, что там несоизмеримо выше рентабельность девелоперской деятельности. А ипотечные программы хоть и несколько расширили возможности, но сделать скачок только с этими механизмами невозможно.

Решить задачу можно с помощью арендного жилья. Но чтобы сформировать этот рынок, нам надо от предоставления квартир в собственность как меры соцподдержки переходить к субсидированному некоммерческому найму. Процесс пойдёт гораздо быстрее, если разрешить государственно-частное партнёрство и концессии в области жилищного строительства.

В том, что вовлечение бизнеса в эффективное управление государственной или муниципальной собственностью на взаимовыгодных условиях — правильный путь, мы уже убедились на примере ЖКХ. Строительные организации охотнее будут участвовать в комплексном освоении территорий, ведь государство даст им определённые гарантии и поможет с инфраструктурой. Проект соответствующих поправок в законы «О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнёрстве» мы внесём в Госдуму осенью.

Инвестор всегда будет смотреть на крупнейшие города просто потому, что там несоизмеримо выше рентабельность девелоперской деятельности.

Ещё одно дельное предложение — региональные фонды жилищного строительства, для которых процедура финансирования за счёт привлечения средств граждан будет не такой жёсткой, как для прочих застройщиков. Подобная модель успешно действует в Татарстане и в Москве.

- Но ведь так некоторые участники рынка могут получить значительное преимущество?

- Чтобы исключить неравноправие, мы выдвигаем одно важное условие: такие фонды должны работать только в рамках социальных программ и с категориями граждан, имеющими право на господдержку. Полагаю, в осеннюю сессию мы сможем реализовать наши инициативы в законодательстве.

- С советского времени у нас сохранилась практика открывать серьёзные объекты к Новому году или ко Дню города. Традиционен и аврал перед этим. Последний пример — новенькие набережные возле стадионов в Нижнем Новгороде и Волгограде, которые размыло ливнями сразу после окончания чемпионата мира по футболу.

- Ничего плохого в этой традиции нет, как нет и прямой связи между сдачей объектов «к дате» и штурмовщиной. Прежде чем начать любое строительство капитального объекта, помимо календарного плана, составляется и чёткий сетевой график всего хода работ по каждому этапу. Скорее строители могут, зная расчётные сроки введения объекта в эксплуатацию, подобрать под это и дату открытия. Это даёт определённый синергетический эффект: и объект построен, и граждане узнают больше о своей истории.

Но я категорически не переношу безответственного отношения к своим обязанностям, особенно у руководителей, которые допускают штурмовщину. Что касается строительства объектов к чемпионату, то с 2010 года, когда мы получили право его провести, было достаточно времени, чтобы всё сделать добротно. Вывод один: не нарушай технологию строительства.

- Не раз слышал от архитекторов упрёки, что нормативная база по строительству в России безнадёжно устарела, из-за чего они не могут осуществить многие дерзкие проекты.

- Строительные нормы и правила постепенно приводим в соответствие с новыми требованиями, учитываем зарубежный опыт строительства, международные технические нормы. Но хочу подчеркнуть, что новой России в наследство от СССР досталась лучшая в мировых масштабах, системно созданная нормативно-техническая база безопасного строительства.

Главная задача строителя — строить.

Доказательством служат крайне сложные технически объекты, возведённые в последние годы. Это и Крымский мост, и высотные здания, множество промышленных и транспортных объектов. А любая новация требует наглядных примеров применения. В Техрегламенте о безопасности зданий и сооружений есть понятие специальных технических условий для нестандартных решений и технологий, так что заказчики проектов просто идут по стандартному лёгкому пути.

Уверен, главная задача строителя — строить. Схема регулирования должна быть незаметной для процесса строительства, пока не выходят за её рамки. И в целом задача любой системы — облегчить ведение процесса, выполнение алгоритма, а не усложнить его. Никогда избыток регулирования и надзора не заменит профессионализма и ответственности. Мне кажется, именно на этих принципах необходимо формировать современное законодательство.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Дмитрий Гончарук

Ещё материалы: Владимир Ресин

Просмотров 4723

10.08.2018 00:01

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...