Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Зеркала истории — истинные и кривые

Международный форум победителей «Великая Победа, добытая единством»

05.07.2016 15:56

Автор: Олег Дзюба

Зеркала истории — истинные и кривые
«Пусть проходят года – никогда не забыть этот вальс!» В Беларуси чтят ветеранов

Более двухсот ветеранов Великой Отечественной войны, малолетних узников гитлеровских и финских лагерей, общественных деятелей и журналистов собрались в Минске на Международном форуме победителей «Великая Победа, добытая единством»

ОДНА ПОБЕДА, ОДИН СВЯТОЙ ОГОНЬ

В Беларуси много прекрасного, но много и скорбного, поскольку ни одной стране, исчезнувшей, увы, с карты единой Советской Родины, не выпало столько страданий. Пав­ших чтят всюду и порой наперекор властям, например, в Галиции или в Прибалтике. Но храма-памят­ника «В честь Всех святых и в па­мять о жертвах, спасению Оте­чества нашего послуживших», по­добного воздвигнутому в Минске, больше нигде нет.

Если бы концентрацию горя на­родного можно было бы измерить методами точных наук, в крип­те этого уникального мемориала стрелку такого гипотетического прибора явно бы зашкалило у оник­совой стены. Ниши в ней забраны пластинками из этого прозрачного минерала. Оникс выбран не слу­чайно. Узорчатый его рисунок, по замыслу авторов, символизирует непредсказуемость человеческих судеб, поскольку никому не дано предугадывать свое будущее. А кап­сулы в нишах таят в себе землю из тех мест на Земле, где пролилась кровь белорусов. В этом году к ним прибавилась земля из Хатыни. И когда перед открытием форума участники его пришли к храму-памятнику и спустились в крипту, то независимо от принадлежности к конфессиям все, пожалуй, за­светили свечи от лампадного огня, привезенного из иерусалимского храма Воскресения Христова.

А судьбы пришедших тоже по­добны узорам оникса. Приехавший из Эстонии Валентин Иоганович Виллемсоо на войне с 1941 года, который по всем обстоятельствам должен был стать для него послед­ним. Во время трагического пере­хода Балтийского флота из Таллина в Ленинград его судно подорвалось на мине. Красноармейца-новобран­ца взрывом сбросило в море. Он успел ухватиться за подвернувшу­юся длинную доску и… очнулся че­рез сутки на палубе спасательного судна. От этих двадцати четырех примерно часов в памяти ровным счетом ничего не осталось. Потом Валентину Иогановичу спасатели рассказали, что не сразу смогли раз­жать пальцы рук, намертво сжав­ших выручившую его деревяшку…

А вот Топонбая Чотбаева, с которым я говорил в тот же день на возложении венков к Вечному ог­ню, из Бишкека война занесла на Дальний Восток — биться с японца­ми. Вспоминать о ней он не любит, мирная жизнь куда приятней. Гор­дится тем, что у него теперь при 12 внуках уже 14 правнуков. А обидно и горько из-за того, что ветера­ны все уходят и уходят на вечный покой. Из Киргизии в годы Вели­кой Отечественной войны призва­но было около 330 тысяч человек, а в прошлом году в живых остава­лось лишь 1200. От этого никому никуда не деться, но как все же не­справедлива природа. Ведь тем, кто столько перенес, жизнь никогда не наскучит…

ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ?

Храм-памятник в Минске «В честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших».
Храм-памятник в Минске «В честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших». Многие утверждают, что подобного больше нигде нет

На форуме много раз затрагивали исторические эпизоды, до недав­них пор почти не затрагиваемые исследователями и не упоминае­мые политиками. В одних случаях это объяснялось тем, что у той или иной проблемы оказывалось слиш­ком много острых углов, иной раз причиной умалчивания становились идеологические шоры, сквозь кото­рые десятилетиями было принято оглядываться на прошлое.

Заместитель председателя Об­щества историков Узбекистана Алишер Сабиров поразил многих коллег, рассказав о фактах, за пре­делами его страны почти никому не ведомых. Оказалось, что мусуль­манское духовенство Узбекской ССР в 1941 году выпустило фетву, объяв­лявшую гитлеровцам газават — свя­щенную войну. Никакой управлен­ческой структуры у приверженцев ислама тогда не имелось. Фетву вы­пустило несколько священнослужи­телей, избежавших репрессий трид­цатых годов. Между тем значение ее переоценить невозможно. При­зывники из той далекой от фронта республики к своим гражданским обязанностям перед страной полу­чили еще и религиозный стимул к действиям против захватчиков.

Такое выступление дало толчок к включению этого направления исторических исследований в при­нятые форумом рекомендации. В самом деле, деятельность духо­венства любых конфессий во имя Победы до недавних времен прак­тически замалчивалась.

Алишер Сабиров напомнил и о другом полузабытом эпизоде, когда руководство Узбекистана во­енной поры выдвинуло лозунг — ни один эвакуированный в республи­ку ребенок не должен погибнуть. И практически всех детей люди принимали в свои семьи, спасая их от тягот, неизбежных даже в дале­ком тылу. Так что и в черные годы найдется немало светлых страниц.

Но свет не обходится без теней, и принцип — как бы кого не оби­деть — господствовал долгими года­ми, не совсем забыт он и по сию по­ру. Вот некоторые лишь эпизоды из упомянутых на форуме. Председа­тель Славянской правозащитной ор­ганизации «Вече» из Кишинева Ни­колай Гуцул выпустил немало тру­дов об участии своих соотечествен­ников в Великой Отечественной войне, но в прежние годы ему, мяг­ко говоря, не рекомендовали пуб­ликовать материалы о службе мол­даван в румынских войсках до выхо­да этой страны из войны в 1944 году.

В пору существования СССР та­кая чрезмерная политкорректность никого не удивляла, как и утаива­ние кровавого следа, оставленного латышскими карательными частя­ми за пределами самой Латвии, в том числе и в Белоруссии.

Словом, трудно не согласить­ся с пресс-секретарем Главного управления идеологической ра­боты министерства обороны Рес­публики Беларусь Владимиром Макаровым, отметившим: нужно говорить и писать о том, что бы­ло. При этом, разумеется, нельзя забывать и о попытках, как выра­зился полковник Макаров, нанести удар по самым ярким страницам истории. Один из чаще всего ис­пользуемых для этого приемов — передергивание фактов, искажение истины с помощью того, что мож­но назвать «кривыми зеркалами истории». На одном из сайтов по­явилось, например, утверждение, что казненный партизанами палач Белоруссии, гауляйтер Вильгельм Кубе, в наше время был бы самым достойным кандидатом, дабы воз­главить общество имени Франци­ска Скорины, занятое пропагандой белорусского языка…

На другом конце СНГ, где мол­давские учебники полностью вы­теснены румынскими, всячески пре­возносится личность генерала Антонеску. Педагог из Молдавии Илона Балта с горечью сказала мне, что о причастности диктатора к массо­вым казням евреев в Бельцах ныне предпочитают не вспоминать, объ­являя лжегероя чуть ли не «отцом нации».

БЛАГОРОДСТВО В АДУ

О фронтовых дорогах участникам форума напоминала чудом  уцелевшая  до наших дней легендарная полуторка
О фронтовых дорогах участникам форума напоминала чудом уцелевшая до наших дней легендарная полуторка

Совместима ли война с гуманиз­мом? Способен ли человек сохра­нять в себе человечность в аду бо­ев? Возможно ли проявлять высшее благородство в условиях заведомо нечеловеческих?

Затронув на пленарном засе­дании форума эти не находящие легких ответов вопросы, Государ­ственный секретарь Союзного го­сударства Григорий Рапота не на­вязывал своего мнения, предпочи­тая дать слушателям возможность самим делать выводы.

Политик напомнил военный эпи­зод, подлинность которого засвидетельствовал в своем очерке Борис Полевой. Эта история произошла у него на глазах. А речь шла о том, что старший сержант Красной армии, уроженец Минской области Трифон Лукьянович, увидев в Берлине не­мецкую девочку, плачущую рядом с телом убитой матери, вынес ее из-под обстрела, но сам был при этом тяжело ранен и умер в госпитале за считаные дни до Победы. Считает­ся, что именно этот советский воин и стал прототипом солдата, изваяние которого поныне высится в берлин­ском Трептов-парке, став одним из символов освобождения Европы от гитлеровской чумы XX века.

И впрямь, кто упрекнул бы Лукьяновича, если бы тот не обратил на девочку внимания или же просто не стал реагировать на одну из бесчис­ленных трагедий последних дней вой­ны, что в лихорадке финальных схва­ток было бы вполне оправданным. Тем более что семья солдата погибла, о чем он узнал, побывав после осво­бождения Белоруссии на родине…

А вот другой пример для осмыс­ления, тоже приведенный Григорием Рапотой. Он напомнил о фрагменте фронтовой биографии Маршала Со­ветского Союза Родиона Малинов­ского. Когда части под его коман­дованием были на подступах к Бу­дапешту, военачальник получил по телефону приказ Верховного глав­нокомандующего взять венгерскую столицу за пять дней к 7 ноября. Малиновский пытался объяснить Сталину, что войска измотаны, что требуется перегруппировка, нужны пополнения рядов… Все было бес­полезно. Будапешт пал только через сто дней после изнурительных боев и тяжелых потерь, которых могло быть намного меньше. Что думал о Сталине маршал во время и после телефонного разговора? Этого мы никогда не узнаем, ибо воспомина­ний он не оставил. Политика втор­глась в правила военного искусства и многих этим погубила…

2 миллиона 529 тысяч
белорусов
погибли в годы Великой отечественной войны

В дни форума весенний Минск был расцвечен красно-зелеными ленточками со стилизованным цвет­ком яблони на них. Белорусский ре­спубликанский союз молодежи про­водил общенациональную акцию «Цветы Великой Победы», и ябло­невый цвет на ленточках предвос­хищал бутоны на реальных яблонях.

На форуме много говорили о фе­номене «Бессмертного полка», став­шего теперь неотъемлемой частью праздничных мероприятий. Дей­ствительно, предыдущие, начавши­еся в 1965 году празднования Дня Победы были торжественными, тро­гательными, но все же несли на себе неизбежный, пусть даже и легкий оттенок приказной официальности. А «Бессмертный полк» появился как бы сам по себе и замаршировал по городам и странам. Принято считать, что придумали его то ли в Томске, то ли в Тюмени. Рискну в том усом­ниться, поскольку в Вологде мест­ный общественный деятель Михаил Суров, чему я сам был свидетелем, небезуспешно призывал горожан выйти на площадь с портретами во­евавших близких еще в девяностые годы. Страна у нас огромная, и не исключено, нечто похожее и раньше происходило где-то вдали. Но дело не в авторстве, а в сути.

На одной из секций форума об­суждали возможность создания интернет-портала «Бессмертного пол­ка». Поначалу, услышав об этом от одного из директоров Международ­ной ассоциации студенческого теле­видения Дмитрия Шелухина, я было усомнился: а стоит ли? Есть же из­вестный сайт «Подвиг народа», где доступны данные о ветеранах и их наградах. Собеседник убедительно возразил, что на этом благородном без сомнения сайте можно найти информацию, но обсуждать ее с дру­гими посетителями, находить с ними общие точки соприкосновения все же не удастся. Мультимедийность элек­тронного «Бессмертного полка» сде­лает такое общение достаточно про­стым и, будем надеяться, полезным.

А чем меньше остается среди нас людей, не понаслышке знакомых с войной, тем больше потребность в диалоге и между поколениями, и между ровесниками.

Фото автора, РИА «НОВОСТИ»

Связь поколений.

Связь поколений. Участники марша «Беларусь помнит» в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Минске
Читайте нас в Telegram
Просмотров 3851