Яровая предложила предупреждать в рекламе кредитов о риске утраты имущества
Вице-спикер Государственной Думы Ирина Яровая внесла в палату законопроект, обязывающий предупреждать в рекламе кредита о риске утраты заёмщиком своего имущества при неисполнении обязательств по договору. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».
«Предлагаемые меры направлены, в первую очередь, на защиту прав потребителей. К сожалению, мы видим на рынке давление на потребителя, когда реклама, воздействуя на эмоцию, формирует ошибочное представление о бесплатности кредита, вуалируя возможные для заёмщика негативные последствия. А гражданин должен иметь доступную и понятную правовую информацию о риске утраты своего имущества при неисполнении кредитных обязательств по договору, чтобы принять взвешенное решение и избежать негативных последствий», - приводит слова Яровой её пресс-служба.
Действующим законодательством установлено требование к рекламе кредитов. В частности, если ролик содержит хотя бы одно условие, влияющее на стоимость займа, нужно проинформировать и об остальных условиях. Сейчас их как минимум семь, говорится в пояснительной записке.
В среднем рекламодатели указывают до 28 условий, влияющих на стоимость кредита, сведения о кредиторе и лицензии в 30-секундном рекламном ролике, отметила Яровая. Не только изучить их за указанное время, но и обратить на них внимание не представляется возможным, подчеркнула вице-спикер.
При этом сами рекламные блоки формируют у потребителя впечатление о «бесплатности» кредита. Информация об условиях, влияющих на стоимость займа, в доступном виде потребителю не поступает.
Согласно анализу, который провёл Совет законодателей совместно с Центробанком и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), именно несовершенство правового регулирования рекламы кредитов позволяет рекламодателям формировать у человека ошибочное представление о бесплатности кредитного продукта, отсутствии для заёмщика возможных негативных последствий при неисполнении обязательства.
Законопроект направлен на создание условий для полного информирования в доступной форме граждан об условиях кредита и возможных рисках, заявила автор документа.
«В соответствии со статьёй 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание», — говорится в пояснительной записке.
Основываясь на этой норме, проект предлагает в обязательном порядке включать в рекламу кредита предупреждение о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
По мнению Яровой, такая мера позволит сформировать у потребителя адекватное и достоверное представление о существующей гражданско-правовой ответственности, которая наступает в случае неисполнения им обязательств по договору. Кроме того, это позволит побудить человека внимательно изучить все условия, влияющие на полную стоимость займа, оценить свои финансовые возможности.
«По аналогии с действующим регулированием рекламы лекарственных средств, устанавливаются требования позволяющие дать пригодную к восприятию по визуализации и продолжительности информацию, влияющую на выбор потребителя», — отмечается в пояснении.
Так, в рекламе на радио продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, а в видеороликах — как минимум пять секунд. При этом ему должно быть отведено не менее семи процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — как минимум десять процентов рекламной площади (пространства).
«Принятие законопроекта будет способствовать более взвешенному принятию решения о заключении договора кредита (займа), повышению достоверности рекламы финансовых продуктов и финансовой грамотности населения», — отметила Ирина Яровая.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в апреле.