Я — уралка, а это народ крепкий!
Если бы существовала песенная книга рекордов, то Народная артистка СССР Людмила Лядова, без сомнения, заняла бы в ней почетное место.
На счету композитора более восьмисот песен, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной эстрады… 29 марта у Людмилы Алексеевны юбилей! Незадолго до этой даты она дала интервью обозревателю нашего журнала.
РФС: Вы всю жизнь служили музыке. Кто кого выбрал: вы ее или же она вас?
Людмила Лядова: Выбора, как такового, у меня, наверное, не было. Я же из очень музыкальной семьи. Отец играл на многих инструментах, был солистом Свердловского оперного театра. Мама работала хормейстером. У нас дома существовало семейное трио! Когда приходили гости, мама пела, я садилась за рояль, а папа играл на скрипке. Меня учили музыке с самого раннего детства. Еще когда меня носили на руках, заметили, что я машу ручкой в такт походке. Если шаг убыстряли, то я убыстряла темп, а при замедлении я махала медленнее. И мама рано начала меня готовить к карьере пианистки, пригласила учительницу, которая мне давала частные уроки.
РФС: А не мешало музыке ваше увлечение рыбалкой? Ваша двоюродная сестра, скрипачка Ирина Озерная вспоминала, как однажды выехали ночью ловить щук. Вы сидели на носу лодки с горящей лучиной. Вдруг что-то сверкнуло при лунном свете и ударилось о днище плоскодонки. Все растерянно замерли, а вы сдернули с себя телогрейку и накрыли ею очумевшую щучку…
Людмила Лядова: Иногда думается, что я девчонкой по ошибке родилась! Я с мальчишками как-то дружнее была, чем с девчонками. Любимая игра — «казаки-разбойники». А рыбалка… Летом мама меня стригла наголо и отправляла из Свердловска в Нижний Уфалей, где она сама родилась. Рядом протекала речка Уфимка. С тех пор обожаю рыбачить. Какие там ловились красноглазые «чебаки», как на Урале называют плотву!
С гордостью скажу: я — уралка, а это народ крепкий!
РФС: Молва гласит, что вашим педагогом был Генрих Нейгауз…
Людмила Лядова: Он очень повлиял на меня, но опосредованно, поскольку фортепианной игре меня учила его воспитанница. В какой-то степени я причастна к его непростой участи — помню, как мы ему посылки отправляли в Каменск-Уральский, куда он был сослан только за то, что немец. Представляете, в ссылку отправляют самого Нейгауза, который столько гениальных пианистов воспитал — Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и многих других. В 1938 году он приехал в Свердловск, пришел к своей ученице, моей наставнице Берте Соломоновне Маранц, и спрашивает меня: «Мила, ты «Лунную сонату» играешь? Сыграй!». Она в до-диез миноре идет, я так и начала. Он похвалил, а потом говорит не без подвоха, конечно: «А можешь первую часть сыграть на полтона ниже?» Я отвечаю: «Пожалуйста!». Играю. Он говорит: «Ну и девуля!» Мне было тринадцать лет.
РФС: Правда ли, что вас исключали из консерватории?
Людмила Лядова: Было такое… За то, что я не знала марксизма-ленинизма. Ну не любила я эту науку. И однажды, получив двойку по этому предмету, я взяла и стерла эту запись в зачетке каучуковым каблуком туфли. Просто сняла туфлю — и стерла! За это меня и попросили вон.
РФС: Иначе говоря, вы получили «черную метку». По тем временам это могло стать невыводимым клеймом на всю жизнь. Как же вам удалось уцелеть?
Людмила Лядова: Из Москвы приехало начальство и попросило показать что-нибудь талантливое. Директор консерватории Орлов не захотел ударить в грязь лицом и, надо думать, скрепя сердце вызвал меня. Перед серьезной комиссией я играла «Симфонические этюды» Шумана. А они же труднейшие! После этого появилось распоряжение того же Орлова — восстановить Милу Лядову с комментарием: «Ну и играет!».
РФС: Как вы ступили на композиторскую стезю?
Людмила Лядова: В военные годы Свердловск, где я училась, приютил Киевскую консерваторию. Ее директор Луфер организовал конкурс на лучшую военную песню. Я тогда уже сочиняла фортепианные пьески, пробовала себя и в песенном жанре. Для конкурса я написала песню «Три Тани» и получила первую премию. Дебютными слушателями ее были раненые бойцы и командиры в госпиталях, а их много было на Урале в ту пору, мы часто выступали перед ними, нередко бывали на заводах. К этой первой моей военной песне скоро добавились новые, например, «Маруся-партизанка». Пела я и знаменитые «Темную ночь», «Давай закурим». Очень любила песню «Как у дуба старого». Можно сказать, что я воспитывалась на песнях военных лет, и благодаря им годами позднее появились многие мои песни.
РФС: Сохранились воспоминания вашей соученицы по консерватории об одном из концертов. Она сравнивает вас с полевым мышонком-тушканчиком в ветхой юбчонке и старом свитерочке. Очевидице концерта запомнились «бурные пассажи» и «немыслимые аккорды», к которым вы переходили после классики, и ваш крик со сцены: «Кавалеры, приглашайте дам!» Наверное, «кавалеры» не заставляли себя ждать?
Людмила Лядова: Не заставляли. У них впереди был фронт, с которого не всем суждено было вернуться. Танцевали вальс-бостон, фокстрот, румбу.
РФС: Сейчас не каждый музыкант согласится выступать без гонорара даже на благотворительном концерте. Вам платили тогда хоть что-нибудь?
Людмила Лядова: О деньгах никто и речи не мог завести. Мама, которая вместе со мной участвовала в таких концертах, записала в дневнике, что благодарностью были 300 граммов белого хлеба и солдатский ужин. «Это было великолепно в тяжелые дни войны!» — вспоминала она.
РФС: Ваши песни полюбили в Свердловске, есть свидетельства, что их распевали на заводах, где вы выступали. Но. от признания уральской публики до успеха в Москве дорога далека.
Людмила Лядова: Несмотря на войну, тогда не забывали о поиске талантливой молодежи. В 1943 году в Москве проходил конкурс молодых дарований, после выступления на котором я услышала теплые слова от таких корифеев, как Голованов, Нежданова. Представляете, как приятно писать было маме, что сам Лев Оборин про меня сказал: «Прелесть!» Второй раз я выступала в Москве через год, на Всесоюзном смотре музыкантов-исполнителей. Но на этот раз самоуверенность подвела. Подумалось, что как-нибудь сыграю. Ан-нет, ни премии, ни диплома не получила. Руки однако же не опустились. Подумалось, раз не получилось на смотре пианистов, то попробую себя на конкурсе артистов эстрады. После возвращения домой я создала дуэт с Ниной Пантелеевой, и в 1946 году мы стали лауреатами, хотя ни на что не надеялись. Так называемые бывалые люди нам сразу заявили, мол, ни о чем не мечтайте, там все уже распределено заранее. Но отступать мы не стали. А в жюри Утесов, Ильинский, Шульженко. Для конкурса я обработала негритянскую песню «Небо, небо, почему ж мы не ходим в рай?» Не буду скромничать, мы так чисто ее исполнили, что все совершенно обалдели. Никогда не забыть слов Леонида Утесова: «Когда вышел дуэт, как будто окно распахнулось в вишневый сад». Тогда же я впервые встретилась с Дунаевским. После первого тура мы пришли к нему, исполнили в моей обработке для дуэта его песню «Ехал я из Берлина». Исааку Осиповичу и обработка, и исполнение так понравились, что он подарил нам песню «Пути-дороги»
РФС: Ваш дуэт объехал всю страну, начиная с еще не пришедшего в себя от ужасов блокады Ленинграда и до самого Дальнего Востока. Лучшие композиторы страны предлагали исполнить новые песни. Ваши голоса постоянно звучали по радио. И вдруг. идиллии пришел конец, творческий тандем распался. Вы не жалеете, что так получилось?
Людмила Лядова: Я ни о чем не жалею. Пробиваться всегда трудно, но я пробилась только своим трудом и своей музыкой. А дуэт я бросила сама через шесть лет. Пантелеева стала невероятно зазнаваться. Бывало, что вместо того, чтобы вставать в три часа утра и ехать на продолжение гастролей ранним поездом, она. вставала в позу. А если отвлечься от истории с нашим распавшимся маленьким коллективом, то не могу не сказать — обидно, что сейчас уже нет настоящей эстрады, нет личностей на эстраде, как это было в прошлом. Всему моему поколению и в голову не приходило, что можно выходить на сцену и просто открывать рот под фонограмму, как щука. И по части мелодии, гармонии сцена сильно обеднела. Некоторые молодые, даже не зная нот, уже называют себя «звездами», но много лет только копируют сами себя. Зачем тогда заканчивать консерваторию, если все так просто?
РФС: От прекрасного ленинградского писателя Виктора Конецкого мне когда-то довелось услышать казусную историю. В качестве корреспондента одной из московских газет он участвовал в арктическом круизе, где его уговорили выступить с рассказом о съемках фильма «Полосатый рейс», одним из сценаристов которого он был. Не секрет, что зрители имена авторов сценария, как правило, не запоминают, и поскольку саму ленту должны были показать после его вступления, то кто-то из зала настоятельно потребовал: вы про себя расскажите, а не про других! А с вами бывало нечто подобное?
Людмила Лядова: Вновь сошлюсь на мамин дневник. Почти шестьдесят лет назад мы с ней плыли по Волге на туристическом теплоходе. Кто-то меня узнал, и слово за слово дошло до выступления. Дальше предоставлю слово маме: «Мила за роялем… Принимали ее «на ура»… Закончила она «Чудо-песенкой», которую попросили повторить. И вдруг мы слышим голос: «Все это очень хорошо, но вы бы что-нибудь свое спели!»
РФС: Этой песней вы в какой-то степени помогли пробить «железный занавес» между СССР и Западом для советской музыки. Нашу классику за рубежом исполняли, но современных песен практически не знали, за редчайшими исключениями. А «Чудо-песенку» записала известная английская певица Джерри Скотт. Как это случилось?
Людмила Лядова: Я была знакома в ту пору с американским журналистом Эдмундом Стивенсоном и его женой Ниной. Однажды мы вместе отправились в гостиницу «Националь», где остановился знаменитый американский импрессарио Сол Юрок. Он многие годы организовывал гастроли в США Большого театра и многих советских выдающихся артистов. Я испекла шикарный пирог, и под него мы пили в номере чай. Там был рояль, и я исполнила несколько песен. Эта Юроку очень понравилась. На прощанье я оставила ему свой маленький сборник «Солдатские лирические песни», попросив передать его по возможности Джерри Скотт. Никаких надежд я не питала, но Джерри действительно записала «Чудо-песенку» в Англии, а затем прислала пленку для популярнейшей тогда в СССР радиопередачи «С добрым утром». Ее исполнение было просто изумительным. У песни открылось как бы второе или даже третье дыхание. А у меня. прибавилось врагов среди композиторов. Как меня клевали, иные готовы были просто растерзать! В «Правде» появилась статья «Пошлые песни Людмилы Лядовой». Нашлись знакомые, которые перестали здороваться. И только Мстислав Ростропович при встрече похлопал по плечу и сказал слова, которые я не устану повторять: «Ничего, Милка, ты уралка — выдержишь!»
РФС: Вашему музыкальному и исполнительскому стилю присуща не частая в наше время особенность, которую я рискну назвать словами Евгения Баратынского «лица необщее выражение». Вы не пытались определить, что это значит именно для вас?
Людмила Лядова: Скажу очень коротко, в два слова — это вечное движение.
РФС: Для массового слушателя вы прежде всего автор многих ушедших в народ песен. Но в вашем звуковом достоянии немало музыки, именуемой серьезной. Что из нее вам особенно дорого?
Людмила Лядова: Самая счастливая судьба у Концерта для фортепиано с оркестром (ля минор). Он написан в классической трехчастной форме: быстрая часть — медленная — быстрая. Я, прежде всего, хотела выделить мелодию. Недаром мой любимый композитор Рахманинов говорил: «Мелодия — основа музыки». Среди моих слушателей был знаменитый пианист Ван Клиберн. Мы увиделись в подмосковной Рузе, в Доме творчества композиторов. Он, сидя рядом со мной, перелистывал карандашный экземпляр нот и больше следил за моими руками, чем за музыкой. Когда я закончила первую часть, он схватил меня за руку и сказал «Олрайт. Она здорово играет». Конечно, перед этим я позанималась как следует и даже плакала от волнения.
РФС: Многие ваши коллеги, особенно в постперестроечные времена, отбывали в дальние края, надеясь поймать «Синюю птицу» преуспевания. Вас не посещали подобные соблазны?
Людмила Лядова: Мне в жизни не раз советовали: «Езжай в Америку — ты там будешь миллионершей!». Но я никогда всерьез к этому не прислушивалась. И все, что со мной было, — это и есть моя судьба. А в судьбу я верю.