Коронавирус COVID-19: что надо знать

18:24У бессимптомно болевших COVID-19 нашли поражения лёгких

18:22Турчак: Президент поддержал позицию «Единой России» по расширению «ипотечных каникул»

18:20Президент поручил отправить в рабочую группу Госсовета и правительство планы регионов против COVID-19

Всемирный день защиты прав потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей

ФОТО: ТИМУР ХАНОВ / ПГ

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Его проведение приурочено к решению ООН в годовщину выступления в 1962 году в Конгрессе президента США Джона Кеннеди. Он тогда сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.

Позднее к ним добавились ещё четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей и объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. В 2020 году День пройдет под девизом «Рациональный потребитель».

В России контролировать вопросы, связанные с нарушением продавцами своих обязательств по отношению к покупателям, стали ещё в позапрошлом веке. Так, книга отзывов и предложений существовала во времена Российской империи. А в СССР она относилась к документам строгого учёта.

Сегодня главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета. Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. Но пока нет специальных законов, которые выделяли бы правоотношения по поводу заключения и прекращения сделок. В закон «О защите прав потребителей» от 1992 года вносилось уже множество изменений.

Первым международным соглашением, которое создало правовую основу для электронной коммерции, стало Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 года. Оно создало необходимые условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. В 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Типовой закон об электронной торговле. Но ни в ГАТС, ни в Типовом законе нет норм, которые бы регулировали вопросы привлечения к ответственности правонарушителей. В 2012 году представители всех стран Евросоюза утвердили новый законопроект, предложенный Еврокомиссией, который защищает клиентов онлайн-магазинов на территории всего ЕС. Так называемый Code of EU Online Rights ввёл единые для всего Евросоюза права интернет-покупателей и правила рассмотрения жалоб на интернет-продавцов. Согласно этому нормативно-правовому акту, все онлайн-потребители имеют право быть истцом и ответчиком в суде своей страны проживания, если продавец коммерчески или профессионально активен в этой стране.

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей РФ, созданный в декабре 1990 года. Сейчас Союз объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.

Просмотров 1285

15.03.2020 11:59

Пример



Загрузка...
Пример

Популярно в соцсетях