Возрождение святынь
Главной задачей Республиканский фонд «Возрождение» считает сохранение и восстановление исторического и культурного наследия Татарстана.
Об этом рассказывает депутат Государственной Думы, член Попечительского совета фонда Евгений Гришин.
Целью проведения Года культуры было дойти до каждого поселения, каждой маленькой кой библиотеки. И в целом это получилось, об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с членами Оргкомитета по проведению Года культуры и членами Совета по государственной культурной политике при Председателе СФ. И я полностью с такой оценкой согласен. Для нашей Республики Татарстан он был знаменателен и тем, что Болгарский историко-археологический комплекс включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это 27-й объект Российской Федерации и второй татарстанский (с 2000 года в этом списке — Казанский Кремль), включенный в этот престижный список. Это стало возможным благодаря масштабным работам по реставрации и возрождению Древнего Болгара. Аналогичные работы проводятся в республике и на острове-граде Свияжск. Есть надежда, что со временем он также войдет в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В этой связи хочу напомнить слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, великого гуманиста, который писал: «До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье редких животных и растений, если не перейдена известная грань безвозвратности. Природа часто и сама помогает человеку в стремлении к восстановлению, ибо она «живая». Иначе обстоят дела с памятниками культуры. Их утрата невосстановима, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается или искажается навсегда».
Нельзя сказать, что в Татарстане не было понимания этой проблематики, скорее всего не было возможностей. Настала пора определиться: кто мы, как мы относимся к памяти предков и к их творениям? Поэтому в Татарстане пришли к единому и твердому мнению, что настало время на государственном уровне заняться восстановлением историко-культурного наследия. В рамках реализации этой задачи в республике проводится небывалая по своим масштабам работа по возрождению двух исторических памятников — Великого Болгара — это X век — исламская культура и острова-града Свияжск — это XVI век — культура православная.
Позволю себе вкратце напомнить историю двух этих городов. Болгар — в X веке столица государства Волжской Болгарии. Город занимал весьма удобные позиции на стыке Волги и Камы — двух основных водных артерий Восточной Европы и поэтому являлся центром экономического и культурного обмена между Западом и Востоком. Волжская Болгария была самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, одним из центров производства и торговли пшеницей, мехами, скотом, рыбой, медом и изделиями различных ремесел. Широкое распространение получила обработка кожи. На внешнем рынке того времени выделанная кожа называлась «аль-булгари». Именно здесь в 922 году был добровольно принят жителями Волжской Болгарии ислам в качестве официальной религии. Что интересно, в начале XVIII века в Болгаре побывал российский император Петр I. Именно после этого посещения он в 1722 году издал первый указ об охране памятников истории и культуры в России.
Свияжск. В середине XVI века между Казанским ханством и Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. С 1547 года Иван Грозный предпринимал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. В 1551 году после очередного неудачного похода на Казань, в устье реки Свияги в 26 верстах от города, Иван Грозный решил заложить город-крепость и создать своеобразный плацдарм. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь царское войско было на чужой территории. Поэтому царь повелел срубить крепость за 1000 километров в угличских лесах. В разобранном виде все сооружения были сплавлены по воде. По прибытии к месту назначения все постройки крепости собрали за четыре недели. Аналогов такому не было в мировой военной истории. Последующая осада и взятие Казани положили конец существованию Казанского ханства как самостоятельного государства. Именно с этого момента началось продвижение России на восток, и Московское царство стало превращаться в империю.
В Татарстане была поставлена амбициозная задача — превратить эти исторические памятники в культурные и музейные центры не только Татарстана, но и всей страны. Для реализации этих проектов Указом первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева в феврале 2010 года была создана некоммерческая организация «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан». Он же и возглавил Попечительский совет фонда.
В этом году фонду исполняется пять лет. За столь небольшой по историческим меркам срок удалось провести беспрецедентную по объему работу. Отреставрированы и восстановлены десятки объектов в обоих городах. При этом жизнь заставила наряду с проблемами возрождения культурного наследия решать и важные социальные вопросы. Например, на острове-граде Свияжск некоторым жителям приходилось жить в монашеских кельях, без многих благ цивилизации. Поэтому параллельно создавалась необходимая инженерная инфраструктура строительства жилья.
Хотел бы еще раз заметить, что в Древнем Болгаре был принят местными жителями ислам, а Свияжск — первый православный город в Среднем Поволжье. Но для нашей республики эти два памятника абсолютно равноценны. И это не случайно.
У нас проживают более ста национальностей, подавляющее большинство которых составляют татары (более 53 процентов) и русские (почти 40 процентов). В республике преобладают ислам и православие. Именно поэтому для жителей нашей республики особый смысл несет Конституция Российской Федерации, преамбула которой начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…». Вполне естественно, что первоосновой своего развития Татарстан сделал общественную и межнациональную стабильность, соблюдение баланса культур и конфессий. Не случайно в ходе празднования 1000-летия Казани наряду с открытием в Казанском Кремле возрожденной мечети Кул-Шариф состоялось открытие и отреставрированного православного храма XVI века — Благовещенского собора. Стоит отметить, что в столице нашей республики представлены храмы всех основных мировых религий. Накоплен опыт того, как можно учитывать самые различные интересы — этнические, культурные и религиозные традиции.
К сожалению, в мире есть множество примеров того, как не следует выстраивать межнациональные отношения. Более того, в настоящее время в мире превалируют иные взгляды на развитие мировой цивилизации. Так, существует целая концепция, изложенная в статье гарвардского профессора Самюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций», опубликованная еще в 1993 г. в журнале « Foreign Affairs». Он писал: «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов». Впоследствии эта концепция была развита в его книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка».
Далеко не случайно идеи в определенных обстоятельствах становятся движущей силой. Судя по ситуации, складывающейся в мире, умозаключения господина Хантингтона до сих пор служат руководством к действию для любителей объявлять ту или иную территорию земного шара зоной своих жизненно важных интересов.
И здесь хотелось бы вернуться к известным январским событиям во Франции. По моему твердому убеждению, свобода слова не может быть без границ. Защитникам абсолютной свободы слова можно посоветовать представить себе следующую ситуацию. Вы участвуете в диспуте, и ваш оппонент в пылу спора начинает вас оскорблять. Вполне жизненная ситуация. Что это свобода слова или это грань, ниже которой не стоит опускаться? Вопрос риторический. А уж оскорбление религиозных чувств -это явно за пределами свободы слова. И разве возможно оскорблять религиозные чувства всех представителей какой-либо религии? Ведь даже чисто теоретически все сторонники этой религии априори не могут являться террористами или негодяями. А на практике в том же Париже во время захвата заложников сотрудник кошерного супермаркета мусульманин Лассан Батили спас шестерых заложников, спрятав их от террориста. Надо, наверное, как-то научиться отделять зерна от плевел.
Межнациональные отношения достаточно хрупкая категория. В этой сфере даже неосторожные высказывания могут привести к необратимым последствиям. Сталкивать лбами представителей различных религий — это как минимум аморально. Жить в постоянных раздорах — это бесперспективно, это путь к хаосу. Нужно смотреть не на то, что нас разъединяет, а на то, что объединяет. И именно общение с представителями других культур и цивилизаций помогает человеку понять все многообразие нашего мира. Такого многомерного мироощущения добиться, конечно же, сложнее, чем черно-белого деления на «своих» и «чужих». Поэтому для всех нас важно стремиться, как бы ни было сложно, встать на путь взаимопонимания.
Именно в этом ключе рассуждает первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев: «Свияжск — первый православный город в Среднем Поволжье, сыгравший одну из ключевых ролей в исторических процессах формирования Российского государства. Отношение ко всему, что исходило в ту эпоху от Свияжска, передается из поколения в поколение большинства татарстанцев со смешанными чувствами. Да, он был построен для взятия Казани. Да, есть попытки политизировать этот вопрос. Но Свияжск — это наше общее наследие. Но не политики же занимались росписью в соборах Свияжска! Великие мастера занимались. К примеру, в Успенском соборе есть удивительной красоты фрески. Это единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок той эпохи и один из наиболее сохранившихся циклов монументальной росписи середины XVI века, который не имеет полных аналогов по манере написания и цветовому колориту ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Вот что надо сохранить и передавать будущим поколениям. Вот в чем смысл! Нельзя передавать ненависть из поколения в поколение. Надо передавать все лучшее».
Именно эти идеи о сохранении исторического и культурного наследия для будущих поколений получили широкую поддержку у татарстанцев. Памятники истории и культуры Болгара и Свияжска восстанавливаются всем миром. Республиканскому фонду «Возрождение» помогают люди разных профессий, разных возрастов и вероисповеданий, с разными материальными возможностями, предприятия и организации разных форм собственности и разного уровня успешности. Кто-то перечисляет 100 рублей, а кто-то берет на себя ответственность за восстановление отдельного объекта «под ключ». Без преувеличения можно сказать, что фонд «Возрождение» поддерживают все — от мала до велика! Самому старшему участнику проекта было 103 года, а самая младшая стала участником проекта через неделю после рождения, когда родители в день выписки девочки из роддома внесли от ее имени средства в фонд. В республике стало доброй традицией начинать каждый новый год с вручения очередного тома Книги благотворителей и благодарственных писем фонда «Возрождение». На сегодня вышел в свет уже пятый том.
Новая история Болгара и Свияжска — история возрождения святынь — становится примером для многих российских городов, примером восстановления внутренних сил России. Мы воочию убеждаемся, что это прекрасное начинание находит широкий отклик в душах наших людей. Такое стремление и такое отношение людей к этому проекту в Татарстане считают обретением духовности. Меняя облик этих исторических городов, меняемся мы сами, становимся сплоченнее, лучше. Пожалуй, это и есть зачатки тех духовных скреп, о которых говорил Президент Владимир Путин. Далеко не случайно девизом фонда «Возрождение» стали слова «От души и для души».