Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Возрождение святынь

Главной задачей Республиканский фонд «Возрождение» считает сохранение и восстановление исторического и культурного наследия Татарстана.

11.02.2015 15:56

Возрождение святынь
Историко-архитектурный музей «Остров-град Свияжск»

Об этом рассказывает депутат Государственной Думы, член Попечительского совета фонда Евгений Гришин.

Целью проведения Года куль­туры было дойти до каждого поселения, каждой маленькой кой библиотеки. И в целом это получилось, об этом заявила Предсе­датель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с членами Орг­комитета по проведению Года культу­ры и членами Совета по государствен­ной культурной политике при Пред­седателе СФ. И я полностью с такой оценкой согласен. Для нашей Респу­блики Татарстан он был знаменателен и тем, что Болгарский историко-археологический комплекс включен в спи­сок памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это 27-й объект Российской Федерации и второй татарстанский (с 2000 года в этом списке — Казанский Кремль), включенный в этот престиж­ный список. Это стало возможным благодаря масштабным работам по реставрации и возрождению Древнего Болгара. Аналогичные работы прово­дятся в республике и на острове-граде Свияжск. Есть надежда, что со време­нем он также войдет в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этой связи хочу напомнить слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, великого гуманиста, который писал: «До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье редких животных и растений, если не перейдена известная грань безвозвратности. Природа часто и сама помогает человеку в стремлении к восстановлению, ибо она «живая». Иначе обстоят дела с памятниками культуры. Их утрата невосстановима, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается или искажается навсегда».

Нельзя сказать, что в Татарстане не было понимания этой проблематики, скорее всего не было возможностей. Настала пора определиться: кто мы, как мы относимся к памяти предков и к их творениям? Поэтому в Татарстане пришли к единому и твердому мнению, что настало время на государственном уровне заняться восстановлением историко-культурного наследия. В рамках реализации этой задачи в республике проводится небывалая по своим масштабам работа по возрождению двух исторических памятников — Великого Болгара — это X век — исламская культура и острова-града Свияжск — это XVI век — культура православная.

 Евгений ГришинПозволю себе вкратце напомнить историю двух этих городов. Болгар — в X веке столица государства Волж­ской Болгарии. Город занимал весьма удобные позиции на стыке Волги и Ка­мы — двух основных водных артерий Восточной Европы и поэтому являлся центром экономического и культур­ного обмена между Западом и Восто­ком. Волжская Болгария была самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, одним из центров производства и торговли пшеницей, мехами, скотом, рыбой, медом и из­делиями различных ремесел. Широ­кое распространение получила обра­ботка кожи. На внешнем рынке того времени выделанная кожа называлась «аль-булгари». Именно здесь в 922 го­ду был добровольно принят жителями Волжской Болгарии ислам в качестве официальной религии. Что интересно, в начале XVIII века в Болгаре побывал российский император Петр I. Именно после этого посещения он в 1722 году издал первый указ об охране памятни­ков истории и культуры в России.

Свияжск. В середине XVI века меж­ду Казанским ханством и Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. С 1547 года Иван Грозный предприни­мал безуспешные попытки разгромить Казанское ханство. В 1551 году после очередного неудачного похода на Ка­зань, в устье реки Свияги в 26 вер­стах от города, Иван Грозный решил заложить город-крепость и создать своеобразный плацдарм. Но сделать это оказалось не так-то просто, ведь царское войско было на чужой терри­тории. Поэтому царь повелел срубить крепость за 1000 километров в углич­ских лесах. В разобранном виде все сооружения были сплавлены по воде. По прибытии к месту назначения все постройки крепости собрали за четыре недели. Аналогов такому не было в ми­ровой военной истории. Последующая осада и взятие Казани положили конец существованию Казанского ханства как самостоятельного государства. Именно с этого момента началось продвижение России на восток, и Московское цар­ство стало превращаться в империю.

В Татарстане была поставлена амби­циозная задача — превратить эти исто­рические памятники в культурные и музейные центры не только Татарста­на, но и всей страны. Для реализации этих проектов Указом первого Прези­дента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева в феврале 2010 года была создана некоммерческая организация «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Респу­блики Татарстан». Он же и возглавил Попечительский совет фонда.

В этом году фонду исполняется пять лет. За столь небольшой по исто­рическим меркам срок удалось прове­сти беспрецедентную по объему рабо­ту. Отреставрированы и восстановле­ны десятки объектов в обоих городах. При этом жизнь заставила наряду с проблемами возрождения культурно­го наследия решать и важные социальные вопросы. Например, на остро­ве-граде Свияжск некоторым жите­лям приходилось жить в монашеских кельях, без многих благ цивилизации. Поэтому параллельно создавалась не­обходимая инженерная инфраструкту­ра строительства жилья.

Хотел бы еще раз заметить, что в Древнем Болгаре был принят местны­ми жителями ислам, а Свияжск — пер­вый православный город в Среднем Поволжье. Но для нашей республики эти два памятника абсолютно равно­ценны. И это не случайно.

У нас проживают более ста нацио­нальностей, подавляющее большинство которых составляют татары (более 53 процентов) и русские (почти 40 про­центов). В республике преобладают ислам и православие. Именно поэтому для жителей нашей республики особый смысл несет Конституция Российской Федерации, преамбула которой на­чинается словами: «Мы, многонацио­нальный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на сво­ей земле…». Вполне естественно, что первоосновой своего развития Татар­стан сделал общественную и межна­циональную стабильность, соблюдение баланса культур и конфессий. Не слу­чайно в ходе празднования 1000-летия Казани наряду с открытием в Казан­ском Кремле возрожденной мечети Кул-Шариф состоялось открытие и от­реставрированного православного хра­ма XVI века — Благовещенского собора. Стоит отметить, что в столице нашей республики представлены храмы всех основных мировых религий. Накоплен опыт того, как можно учитывать самые различные интересы — этнические, культурные и религиозные традиции.

К сожалению, в мире есть множество примеров того, как не следует выстраивать межнациональные отношения. Более того, в настоящее время в мире превалируют иные взгляды на развитие мировой цивилизации. Так, существует целая концепция, изложенная в статье гарвардского профессора Самюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций», опубликованная еще в 1993 г. в журнале « Foreign Affairs». Он писал: «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов». Впоследствии эта концепция была развита в его книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка».

Далеко не случайно идеи в определенных обстоятельствах становятся движущей силой. Судя по ситуации, складывающейся в мире, умозаключения господина Хантингтона до сих пор служат руководством к действию для любителей объявлять ту или иную территорию земного шара зоной своих жизненно важных интересов.

И здесь хотелось бы вернуться к известным январским событиям во Франции. По моему твердому убеж­дению, свобода слова не может быть без границ. Защитникам абсолютной свободы слова можно посоветовать представить себе следующую ситуа­цию. Вы участвуете в диспуте, и ваш оппонент в пылу спора начинает вас оскорблять. Вполне жизненная ситу­ация. Что это свобода слова или это грань, ниже которой не стоит опу­скаться? Вопрос риторический. А уж оскорбление религиозных чувств -это явно за пределами свободы слова. И разве возможно оскорблять рели­гиозные чувства всех представителей какой-либо религии? Ведь даже чисто теоретически все сторонники этой религии априори не могут являться террористами или негодяями. А на практике в том же Париже во время захвата заложников сотрудник кошер­ного супермаркета мусульманин Лассан Батили спас шестерых заложни­ков, спрятав их от террориста. Надо, наверное, как-то научиться отделять зерна от плевел.

Межнациональные отношения до­статочно хрупкая категория. В этой сфере даже неосторожные высказы­вания могут привести к необрати­мым последствиям. Сталкивать лбами представителей различных религий — это как минимум аморально. Жить в постоянных раздорах — это беспер­спективно, это путь к хаосу. Нужно смотреть не на то, что нас разъединя­ет, а на то, что объединяет. И именно общение с представителями других культур и цивилизаций помогает чело­веку понять все многообразие нашего мира. Такого многомерного мироощу­щения добиться, конечно же, сложнее, чем черно-белого деления на «своих» и «чужих». Поэтому для всех нас важно стремиться, как бы ни было сложно, встать на путь взаимопонимания.

Именно в этом ключе рассуждает первый Президент Республики Та­тарстан Минтимер Шаймиев: «Сви­яжск — первый православный город в Среднем Поволжье, сыгравший одну из ключевых ролей в исторических процессах формирования Российско­го государства. Отношение ко всему, что исходило в ту эпоху от Свияжска, передается из поколения в поколение большинства татарстанцев со смешан­ными чувствами. Да, он был построен для взятия Казани. Да, есть попытки политизировать этот вопрос. Но Свияжск — это наше общее наследие. Но не политики же занимались росписью в соборах Свияжска! Великие мастера занимались. К примеру, в Успенском соборе есть удивительной красоты фрески. Это единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок той эпохи и один из наиболее сохра­нившихся циклов монументальной росписи середины XVI века, который не имеет полных аналогов по манере написания и цветовому колориту ни в одной из древнерусских школ фреско­вой росписи. Вот что надо сохранить и передавать будущим поколениям. Вот в чем смысл! Нельзя передавать нена­висть из поколения в поколение. Надо передавать все лучшее».

Именно эти идеи о сохранении исто­рического и культурного наследия для будущих поколений получили широкую поддержку у татарстанцев. Памятники истории и культуры Болгара и Свияжска восстанавливаются всем миром. Республиканскому фонду «Возрожде­ние» помогают люди разных профессий, разных возрастов и вероисповеданий, с разными материальными возможностя­ми, предприятия и организации разных форм собственности и разного уровня успешности. Кто-то перечисляет 100 ру­блей, а кто-то берет на себя ответствен­ность за восстановление отдельного объекта «под ключ». Без преувеличения можно сказать, что фонд «Возрожде­ние» поддерживают все — от мала до велика! Самому старшему участнику проекта было 103 года, а самая млад­шая стала участником проекта через неделю после рождения, когда родите­ли в день выписки девочки из роддома внесли от ее имени средства в фонд. В республике стало доброй традицией на­чинать каждый новый год с вручения очередного тома Книги благотворите­лей и благодарственных писем фонда «Возрождение». На сегодня вышел в свет уже пятый том.

Новая история Болгара и Свияжска — история возрождения святынь — ста­новится примером для многих россий­ских городов, примером восстановле­ния внутренних сил России. Мы во­очию убеждаемся, что это прекрасное начинание находит широкий отклик в душах наших людей. Такое стремление и такое отношение людей к этому про­екту в Татарстане считают обретением духовности. Меняя облик этих истори­ческих городов, меняемся мы сами, становимся сплоченнее, лучше. Пожа­луй, это и есть зачатки тех духовных скреп, о которых говорил Президент Владимир Путин. Далеко не случайно девизом фонда «Возрождение» стали слова «От души и для души».

Древний город Болгар —столица Волжской Болгарии     
Читайте нас в Дзен
Просмотров 2931