Все о пенсиях в России

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

12.04.2024В мае некоторое юбиляры получат доплату к пенсии

09.04.2024Детям-инвалидам погибших участников СВО хотят дать право на двойную пенсию

Воздушный мост в блокадный Ленинград организовали гражданские пилоты

22.09.2021 17:29

Автор: Геннадий Мельник

Воздушный мост в блокадный Ленинград организовали гражданские пилоты
В начале октября 1941 года самолеты Московской авиагруппы особого назначения перебазировались на аэродромы у станций Хвойная и Кушавера © Общественное достояние

В посёлке Хвойная Новгородской области 2 октября состоится открытие мемориального зала, посвящённого истории воздушного моста с блокадным Ленинградом. Экспозиция, приуроченная к 80-летней годовщине начала 900-дневной Блокады, рассказывает о самом сложном периоде осени — зимы 1941 года, когда над Ленинградом нависала опасность окружения вторым кольцом и связь была возможна только по воздуху через Ладожское озеро.

Задание Государственного комитета обороны снабжать Ленинград продовольствием и эвакуировать население было возложено на Московскую авиагруппу особого назначения (МАОН) ГВФ — соединение транспортной авиации, сформированное в первые дни войны во Внуково из опытных гражданских лётчиков для выполнения боевых задач Верховного главнокомандования Красной армии.

История боевого пути авиагруппы впервые была опубликована в «Парламентской газете» в серии статей Анны Белорусовой, внучки участника тех событий, командира экипажа Петра Колесникова. В своей книге «Лётчики особого назначения» писательница раскрыла подробности ответственных и секретных операций, в которых принимали участие советские пилоты.

Когда началась блокада Ленинграда

В начале октября 1941 года самолёты МАОН перебазировались на аэродромы у станций Хвойная и Кушавера, скрытые в сосновых лесах. Каждое утро клинья гружёных продовольствием «Дугласов» вылетали по опасному ладожскому маршруту, находившемуся под контролем немецких истребителей. Обратными рейсами вывозили обессиленных от голода ленинградцев.

В посёлке Хвойная, где располагался штаб воздушной транспортной операции, увековечили подвиг авиаторов. Год назад на мемориальном камне у краеведческого музея, рядом с бывшим аэродромом, была открыта памятная доска, изготовленная Литейным заводом «Петрозаводскмаш» по проекту Ивана Юдинкова, внука одного из лётчиков. А 2 октября в посёлке откроется мемориальный зал, экспозиция которого построена на основе книги Анны Белорусовой.

Сотрудники Хвойнинского краеведческого музея Светлана Овчаренко (слева) и Наталья Фролова за монтажом экспозиции. © Дмитрий Петров

Зал оформлен графическими работами выдающегося советского скульптора Николая Розова (1918 — 1994), созданными им во время войны как иллюстрации к боевым альбомам авиагруппы, в которой он был бортстрелком. В витринах, переданных в дар Хвойной Государственным музеем-заповедником «Царское Село», будут впервые представлены документы и фотографии Ленинградской операции МАОН 1941 года из российских государственных архивов (Москва) и семей потомков лётчиков.

Отдельную витрину займёт уникальный экспонат — лётный костюм британских Королевских ВВС, сохранившийся в семье командира МАОН Вениамина Короткова как память о его участии в секретной союзнической миссии. В 1943 году лётчики были переброшены в Великобританию для перегонки через Северное море в Москву бомбардировщиков «Албемарл», переданных британским правительством.

В год 75-летия Победы в городе Эррол (Шотландия), вблизи которого находился военный аэродром, где базировался советский авиаотряд, установили памятник. Прототипом ему послужил хвойнинский мемориал.

Мемориальный камень, доставленный из России морским путём, сделан из карельского шокшинского кварцита, которым облицована Могила Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены. Работа скульптора Александра Кима своей формой и цветом напоминает пламя Вечного огня. Доску с памятной надписью создали петрозаводские литейщики.

Матвиенко: несгибаемой волей блокадников выковано настоящее и будущее города на Неве

Как отметил специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, благодаря доброй воле и решимости неравнодушных людей двух стран в Хвойной и Эрроле появились связанные между собой мемориалы, которым суждено развиваться и вписать свою собственную страницу в новейшую историю.

«Важнейшие вехи летописи войны, и прежде всего подвиг блокадного Ленинграда, были частью боевого пути лётчиков-героев. Война рождала ратное братство лётчиков стран-союзников. Память о них и их подвиге увековечена по народной инициативе, одновременно зародившейся в России и Шотландии», — подчеркнул он.