«Воспитателей» на дорогах предлагают штрафовать

В Госдуме нашли способ, как наказывать лихачей за опасное вождение

28.07.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

«Воспитателей» на дорогах предлагают штрафовать
Ярослав Нилов. © пресс-служба Госдумы

Трех условий хватит, чтобы оштрафовать или даже лишить прав нарушителя за опасное вождение: это злой умысел в действиях водителя, наличие видеодоказательств и решение суда. Законопроект с такими нормами готовят к внесению в Госдуму депутаты от ЛДПР. Правительство уже представило положительный отзыв на него. Соавтор документа Ярослав Нилов рассказал подробности в интервью «Парламентской газете».

- Ярослав Евгеньевич, почему лихачество на дороге потребовало отдельного законодательного регулирования?

- Над решением этого вопроса ЛДПР работает в течение десяти лет, первые инициативы были сформулированы еще в 2012 году. И хотя с тех пор культура поведения на российских дорогах выросла, все же остаются водители, которые считают, что могут ездить как хотят и им за это ничего не будет. Меж тем такая безнаказанность провоцирует нарушение правил законопослушными участниками движения, нередко приводит к авариям, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Есть и такой тип водителей, которые практикуют «воспитательный процесс», провоцируя сзади идущий автомобиль резким торможением или ускорением и вгоняя тем самым в стресс других участников движения.

Вышеописанные действия, с нашей точки зрения, недопустимы и должны пресекаться, как это делают во всем мире. Например, в США за опасное вождение можно попасть под арест, потому что таким образом создается криминальная ситуация и возникает угроза жизни. Если человек позволяет себе на дороге играть «в шашечки» или заниматься чьим-то «воспитанием», он должен за это ответить.

- Как планируется устанавливать факт нарушения?

- В Правилах дорожного движения уже пять лет существует запрет на опасное вождение, но санкции за него до сих пор нет. Мы в свое время предложили ее вести, нас не поддержали. Правительство вносило свой законопроект, который депутаты приняли в первом чтении, но с тех пор он лежит без движения. Причины мне понятны. Формулировки опасного вождения достаточно расплывчатые, правоприменители опасаются субъективного отношения к таким ситуациям, неоднозначных трактовок и злоупотреблений.

Мы предложили выверенную универсальную модель, чтобы культура на дорогах стала выше. Нужно внести поправки в КоАП, которые установят дифференцированный подход: за первое нарушение — штраф, за второе — более крупный штраф или непродолжительное лишение прав, за третье — длительное лишение права управления автомобилем. Но в обязательном порядке решение должен принимать только суд во избежание субъективного подхода и оценок. Сотрудник ДПС составляет административные материалы, передает их в суд, который разбирает ситуацию и выносит решение.

© Joseph Mietus / Flickr / CC BY-NC 2.0

При этом в действиях водителя обязательно должен присутствовать умысел на совершение незаконных действий. Ведь резкое торможение может быть применено, если, например, животное выбежало на дорогу, тогда здесь нет повода для наказания. Для точной квалификации противоправных действий мы предлагаем сделать обязательным наличие доказательств в виде фотовидеофиксации. Причем это могут быть не только материалы дорожных камер, но и любые записи, сделанные, например, случайными свидетелями на дороге или видеорегистраторами автомобилей. Главное — чтобы была возможность понять, насколько адекватно или, наоборот, сознательно агрессивно вел себя водитель.

Важно отметить, что фиксировать опасное вождение в автоматическом режиме нельзя, то есть дорожные камеры сами по себе не смогут это определять и направлять людям штрафы. В противном случае можем получить массу опротестований.

- Может ли быть предусмотрена уголовная ответственность для лихачей?

- В нашем законопроекте этого нет, но весной мы приняли поправки, усиливающие административное наказание и вводящие уголовную ответственность для лиц, которые повторно управляют транспортным средством, будучи лишенными водительских прав. А для злостных правонарушителей, привлекаемых к уголовной ответственности, в качестве дополнительной меры установлена возможность конфискации транспортного средства на основании обвинительного приговора.

Но мы, внося свой законопроект, предлагаем не доводить до уголовной статьи и заставить людей изменить свое поведение на дороге посредством административной ответственности.

- Вы отметили размытость формулировок ПДД относительно опасного вождения. Не повлечет ли это ошибки при принятии решений судами?

- Наш подход предполагает сбор и анализ доказательств, которые бы в полной мере свидетельствовали о совершенном правонарушении. В этом случае суды смогут выносить выверенные решения. А у гражданина, конечно, всегда есть возможность оспорить любое решение, если он с ним не согласен.

- Кто будет фиксировать опасное вождение, если дорожных полицейских и так не хватает, а камерам это делать нельзя?

- Административное законодательство позволяет проводить проверку и привлекать гражданина к ответственности, в том числе по заявлению других граждан. Если люди на дороге стали свидетелями опасного вождения и зафиксировали его, то они могут обратиться в ГИБДД для проведения проверки. И, конечно, инспекторы тоже могут и будут заниматься этими вопросами. Безопасность на дорогах — общее дело.